Исторический портал
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Сейчас на сайте
» Гостей: 2

» Пользователей: 0

» Всего пользователей: 74,696
» Новый пользователь: draconiancrook9
Статьи
Легенда о императоре Александре.
ЛЕГЕНДА ОБ ИМПЕРАТОРЕ АЛЕКСАНДРЕ.

(см. "Легенду об Иосафате Барбаро")


Пристальный взор Импе¬ратора Павла Петровича встретился с кроткими гла¬зами стоявшего пред ним монаха Авеля. В них как в зеркале отражались лю¬бовь, мир и отрада. Государю сразу полюбился этот, весь овеянный смирением, постом и молитвою, зага¬дочный инок.
- Честный отец, - про¬молвил Император, - о тебе говорят, да я и сам вижу, что на тебе явно почиет благодать Божия. Что ска¬жешь ты о моем царствова¬нии и судьбе моей? Что зришь ты прозорливыми очами о роде моем во мгле веков и о Державе Российской? Назови поименно преемников моих на престо¬ле Российском, предреки и их судьбу, как пред Истин¬ным Богом… и Что ждет Преемника Моего, Цесаревича Александра?
– Француз Москву при Нем спалит, - ответил Авель, - а Он Париж у него заберет и Благословенным наречется. Но невмоготу станет Ему скорбь тайная, и тяжек покажется Ему венец Царский. Подвиг служения Царского заменит Он подвигом поста и молитвы. Праведен будет Он в очах Божиих: белым иноком в миру будет. Видал я над землей Русской звезду великого угодника Божия. Горит она, разгорается. Подвижник сей и претворит всю судьбу Александрову...
Ко дню смерти императора Павла, преподобный Авель Прорицатель, находился в заточении, но вскоре был освобождён по приказу нового императора Александра I… (Д.Кустов, «Преподобный Авель»)

В 1802 году преподобный отец Авель закончил работу над своей третьей книгой пророчеств и предсказаний, в которой помимо всего прочего, было сказано, что Москва будет взята французами и сожжена, и время названо - 1812 год. Известие о книге дошло до Императора Александра Павловича, и приказано было заключить Авеля в Соловецкую тюрьму, пока не сбудутся его пророчества. И пришлось на этот раз Авелю просидеть десять лет и десять месяцев. Летопись так говорит о времени, проведенным прозорливцем в тюрьме: "И видел в них добрая и недобрая, злая и благая, и всяческая и всякая: еще ж такие были искусы ему в Соловецкой тюрьме, которые и описать нельзя"...
Москва, наконец была взята Наполеоном, и в сентябре 1812 года Александр Первый, вспомнил об Авеле и приказал князю А.Н. Голицыну написать в Соловки приказ освободить монаха. В приказе было написано: "Если жив, здоров, то езжал бы к Нам в Петербург. Мы желаем его видеть и нечто с ним поговорить". Письмо пришло на Соловки 1 октября, но соловецкий архимандрит, боясь, что Авель расскажет Царю о его (архимандрита) "пакостных действиях", отписал, что Авель болен, хотя тот был здоров. Только в 1813 году Авель мог явиться из Соловков к Государю, который "рад бысть ему до зела и начал его вопрошати о судьбах Божиих".
И сказал ему прозорливец "вся от начала веков до конца".
(Из книги «Житие преподобного Авеля Прорицателя», издание Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря, Коломна, 1995)
Нам достоверно не известен текст разговора императора с Соловецким прорицателем, но то, что эта беседа оказала на Александра неизгладимое впечатление не подлежит сомнению. Самому же Авелю царь даровал не только свободу, но и снабдил всем необходимым для монашеского скитания.
На протяжении многих лет, Авель переходит из монастыря в монастырь и скитается по разным местам России, но чаще проживает в Москве и в Московской губернии. Здесь он подал прошение о принятии его в Серпуховский Высоцкий монастырь, куда и поступил 24 октября 1823-го года. Вскоре разгласилось по Москве новое предсказание Авеля - о скорой кончине Александра Первого, о восшествии на престол Николая Павловича и о бунте 14 декабря. На этот раз прорицатель остался без преследования.

Пожалуй нет причин сомневаться в том, что императору Александру I, были известны все предсказания преподобного Авеля Прорицателя, о том, что «подвиг служения Царского ему суждено заменить подвигом поста и молитвы». Вспоминают о письме девятнадцатилетнего Александра к другу юности В. П. Кочубею, в котором он 10 мая 1796 года писал: «Я знаю, что не рожден для того высокого сана, который ношу теперь, и еще менее для предназначенного мне в будущем, от которого я дал себе клятву отказаться тем или другим способом… Я обсудил этот предмет со всех сторон. Мой план состоит в том, чтобы по отречении от этого трудного поприща (я не могу еще положительно назначить срок сего отречения) поселиться с женой на берегах Рейна, где буду жить спокойно частным человеком, полагая мое счастье в обществе друзей и изучении природы».
Но император, не знал когда это должно было случиться. Нужен был знак. И этот знак был подан в апреле 1818 года, когда в семье Николая Павловича родился сын, наречённый Александром, появление которого разрешило мучавшую царскую семью проблему престолонаследия. Для Александра Павловича открылась перспектива отречения от престола в пользу своего брата Николая, а потому он не мешкая ни минуты приступил к реализации этой идеи, для чего в мае того же года отправляется в путешествие по южным областям России.
Эта, внешне деловая поездка, была дополнена желанием соприкоснуться с тайной завещанной своим потомкам императором Петром I, с которой он по некоторым мифам и преданиям соприкоснулся на берегах Дона и тесно связанной с именем апостола Андрея Первозванного. И действительно. В Крыму Александр посещает таинственный Георгиевский монастырь, по свидетельству Симеона Метафраста основанный Андреем Первозванным.
Христианское учение пришло в Крым уже в I веке по Рождестве Христовом. Первым огласил эту землю своей проповедью святой апостол Андрей Первозванный, первый ученик Иисуса Христа, брат апостола Петра'. Слава о храме Дианы (в котором некогда служила Ифигения, дочь Агамемнона), естественно, привлекла внимание апостола Андрея, так как известно, что святые апостолы направлялись с проповедью святого Евангелия преимущественно в препрославленные центры языческого мира. Проповедь святого Андрея имела большой успех, и вскоре христианство приняли множество язычников, и не только из херсонесских греков, но также из тавро-скифов, что доказано митрополитом Макарием (Булгаковым) в его труде "История христианства в России" и подтверждено многими современными учеными.
Апостол Андрей, по пути обращения язычников в христиан, ставил жертвенники и назначал епископов из своих наиболее просвещенных христианской верой учеников. Эти жертвенники, превратившиеся в церкви, устраивались в горах, лесах и пещерах во избежание разрушения их язычниками.
Именно в это время на склоне скалы под названием Фиолент (Божья Страна), величественно возвышающейся над морем, была устроена пещерная церковь, которая и послужила в девятом веке основанием Георгиевского монастыря. В четвертом веке в ней подвизался (скрываясь от гнева язычников) святой Василий, один из семи священномучеников Херсонесских. (krim.biz.ua › sevastopol_georg_monastir.html Ялта)
По приезду на Дон, император останавливается в Таганроге, которому он сразу после восшествие на престол даровал высокий статус, а затем посещает, Нахичевань, Аксай и Новочеркасск.

***

Казак хутора Кобяков, В.Луганцев, показывал усадьбу, о которой ещё в начале ХХ века рассказывали удивительную историю, связанную с именем императора Александра I. Суть этого предания сводилась к тому, что вскоре после кончины атамана Платова, в дом одного из медведицких староверов, компактно проживающих в районе Кобякова городища, пожаловал в гости статный казачок, который представился другом и товарищем почившего атамана. Далее он поведал о том, что его нынешний начальник, так же близкий знакомый Платова, хотел бы приобрести или снять на время курень, хату или ещё какое жилище, для одного из своих слуг. Причём обещаны были хорошие деньги. Соглядатай был столь настойчив, что хозяин и не заметил, как тот обошёл всю усадьбу и остановившись возле двери сарая расположенного в пещерке, поинтересовался, что там такое. Хозяин находясь в каком-то смятении, второпях рассказал, что пещерку эту он использует для хранения разного инвентаря и скарба. Гость включив всё своё обаяние и грозный вид, уговорил хозяина открыть дверь и тщательно осмотрел пещерку в дальнем углу которой обнаружил заложенный большими камнями ракушечника проход.
- А что там? – спросил гость.
- Да там лаз в подземные ходы, ответил хозяин.
- А куда они ведут?
- А бог их знает. Места там гиблые. Одни только отшельники, что на той стороне холма обитают, способны совладать с той стихией, что свирепствует там.
- А ты откуда про стихию знаешь?
- Люди говорят.
- А, что ещё говорят?
- Разное говорят.
- А про золото говорят?
- И про золото говорят, и про зверя или змея страшного говорят. Крадёт лютый и коз, и овец, и даже коров. А коль человек ему попадётся, то в клочья разрывает, а затем съедает.
Служилый улыбнулся, похлопал хозяина по плечу и пообещав вернуться вскочил на своего коня и умчал, только его и видели. Однако через несколько дней, когда уже темнело недалеко от усадьбы остановилась красивая карета из которой вышел высокий статный офицер, не иначе как генерал. А сопровождал его всё тот же говорливый казачок и какой-то старик, по виду монах или отшельник. Ещё несколько военных верхом на лошадях стояли немного в стороне.
Генерал, уже при свете фонаря осмотрел усадьбу, заглянул в сарай и предложил хозяину полтысячи рублей в год, за то, чтобы тот разрешил пожить в этом сарае сопровождавшему его отшельнику. Причём пожить тайно, что бы никто не знал об этом. Хозяин не мог отказать таким знатным людям. А когда генерал отошёл к своей карете, казачок сначала погрозил кулаком, а затем вынув саблю из ножен на одну треть, протяжно произнёс, - Никому ни слова! Ты понял? –Понял. - сказал хозяин, после чего казачок щёлкнул саблей резко опустив её в ножны и потрепав хозяина по плечу, сунул ему в руку кошель с деньгами и сказал, корми этого отшельника пищей постной, но сытно. Расспросами не докучай. И корреспонденцию для меня от этого блаженного, в случае необходимости носи на почту исправно, и без лишних разговоров.
После этих слов казачок ещё раз пригрозил хозяину кулаком, а затем резво подбежал к коню, вскочил на него и пришпорив поскакал вдогонку за уже отъехавшей каретой.
Отшельник оказался крайне не общительным. Из сарая почти не выходил. Еду ему чаще всего приходилось оставлять у двери. Дважды он на несколько месяцев покидал своё пристанище, оставляя дверь закрытой на его замок и исправно внося плату даже в период своего отсутствия. В третий раз, теперь уже больше чем на год, оплатив наперёд, он покинул сарай вместе с разудалым казачком.

***

По возвращении с Дона, Александр I, по свидетельству близких ему людей, стал стремительно меняться. Его уже не интересовали дела государственные. А в минуты откровения он всё чаще намекал на желание оставить трон и обрести уединение. Однако годы шли, а Александр всё более удаляясь от своих прямых обязанностей томился каким-то ожиданием. Иногда в нём просыпалась деятельная активность. Но вскоре опять наступал период затяжной меланхолии. Император что-то ждал, и на что-то надеялся. Но что?
В череде монотонных дел, в 1822 году произошло событие, которое вышло за рамки обыденного. Император оказался в Венеции, где у него состоялась таинственная встреча с митрополитом Агафангелом (Типальдо), одним из образованнейших людей своего времени, который в 35 лет сумел стать митрополитом Сирийским. Агафангел поведал Александру нечто такое, от чего тот сильно растрогался и в порыве нахлынувшей на него благосклонности подарил священнику великолепный наперсный бриллиантовый крест.
Сопоставляя все имеющиеся в нашем распоряжении данные о мистической стороне трагической истории Александра I, мы можем предположить, что в Венеции, митрополит Агафангел, открыл российскому императору какие-то аспекты великой тайны, поисками которой занимались венецианские тайные общества, при посредничестве Иосафата Барбаро, на территории Кобяковского городища.
Как бы там не было на самом деле, но венецианская встреча стала предпоследним звеном, в цепочке духовных и физических преобразований Александра. Эти преобразования не остались в стороне и от преподобного Авеля Прорицателя, который в 1823 году выносит окончательный вердикт, о сроках окончания правления Благочестивого императора.
В рамках подготовки к предстоящим событиям, Александр принимает решение о передаче Георгиевского монастыря, митрополиту Агафангелу. 18 мая 1824 года прибывшему в Санкт-Петербург митрополиту обер-прокурор Святейшего синода князь Голицын объявил монаршую волю. Император Александр Павлович, встретившись с владыкой, еще раз показал свое расположение к нему - назначил единовременное пособие в 5000 рублей и ежегодное жалование в размере 2000 рублей, впоследствии это жалование было увеличено до 4350 рублей серебром. В 1825 году Высокопреосвященнейший Агафангел приехал в Севастополь и принял в управление монастырскую обитель, ставшую к тому времени духовным центром Черноморского флота и где освещались корабельные стяги Андрея Первозванного.
К середине 1825 года всё было готово для проведения священнодействия. Оставалось только дождаться соответствующего знака. И такой знак был подан 1 сентября. В этот день в небе над Петербургом показалась «темная комета, лучи которой простирались вверх на большое пространство к западу». Сборы были не долги. Без семьи, без свиты, Александр срочно покинул Петербург и ускоренным маршем двинулся к Дону.

Вот как описывает картину отъезда Императора из Петербурга Н.К. Шильдер в своем превосходном, единственном по полноте сочинении: "Император Александр Первый, его жизнь и царствование":

"...1-го сентября 1825 года Император Александр покинул свою столицу уже навсегда. Ночная тишина и мрак царствовали над городом, когда он выехал один, без всякой свиты, из Каменно-островского дворца.
В 4 часа с четвертью пополуночи коляска остановилась у монастырских ворот Александро-Невской Лавры. Здесь ожидали Государя Митрополит Серафим, архимандриты в полном облачении и братия. Александр Павлович в фуражке, шинели и сюртуке, без шпаги поспешно вышел из коляски, приложился к святому кресту, был окроплен святой водою, принял благословение от митрополита и, приказав затворить за собою ворота, направился в соборную церковь. Хор пел тропарь: "Спаси, Господи, люди Твоя...".
В соборе Государь остановился перед ракою святого Александра Невского. Начался молебен, во время которого Император плакал. Когда наступило время чтения Евангелия, Государь, приблизившись к Митрополиту, сказал: "Положите мне Евангелие на голову". И с этими словами опустился на колени под Евангелием. По окончании молебна, положив три поклона пред мощами Благоверного Князя, приложившись к его образу, он поклонился всем, бывшим за молебном. Из собора Государь зашел ненадолго к митрополиту, посетил келью схимника Алексия, принял от него благословление и вышел, чтобы продолжать свое путешествие.
Садясь в коляску, он поднял к небу глаза, наполненные слез, и, обратясь еще раз к Митрополиту и братии, сказал: "Помолитесь обо мне и о жене моей". Лаврою до самых ворот он ехал с открытою головою, часто оборачивался, кланялся и крестился, смотря на собор..".

Перед выездом из Петербурга, Государь остановился у заставы, привстал с коляски и, обратившись назад, в задумчивости несколько минут глядел на город, как бы прощаясь с ним..."
"Было ли то грустное предчувствие, навеянное встречею со схимником, была ли то твердая решимость не возвращаться Императором, кто может решить этот загадочный вопрос", так заканчивает сцену последнего расставания Императора Александра Павловича с его столицею Н.К. Шильдер.
Если можно объяснить предчувствием горячую молитву Императора перед отъездом, если тем же объясняется его трогательное расставание с Петербургом, когда он "привстал на коляске и несколько минут глядел на город, как бы прощаясь с ним", то таинственная ночная панихида, ночное же молебствие в Александро-Невской Лавре, произнесенные Государем слова, что "настоящее мое путешествие не похоже на прежние" - указывают на преднамеренность, наводят на мысль, что Император замыслил что-то важное, о чем не хотел, чтобы не только знали, но и подозревали другие, что должно было сохраняться в строжайшей тайне.
На своём пути к Дону император избегал крупных населённых пунктов, дабы не тратить время на общение с местным начальством. Такая тактика позволила ему 13 сентября добраться до Таганрога, где он разместился в уже знакомом ему доме с 13 окнами на фасаде. (число 13 в жизни Александра, чем-то напоминает магию этого числа в Соловецко-Донской эпопее царя Петра I). И только 22 сентября его догнал кортеж супруги. В течение сентября и первой половине октября, чета вела мерный, спокойный образ жизни без какой-либо помпы или претензий. Но всё изменилось, когда в небе над Таганрогом стало разыгрываться какое-то фантастическое представление. В настоящее время нет единого мнения о его времени действия и характерных чертах. Но то, что оно было реальным, сомнений не вызывает.
В книге Великого Князя Николая Михайловича находим такой рассказ: "...В одну ночь, в октябре, многие жители Таганрога видели над дворцом две звезды следующим порядком: сначала они были одна от другой на дальнем расстоянии, потом соединились и опять до трех раз расходились, после чего из одной звезды сделался голубь, сел на вторую звезду, но через короткое время упал и его не стало видно. Затем и вторая звезда постепенно исчезла..."
Этот, или какой-то другой знак прервал спокойствие и размеренность жизни государя и он приходит в движение. Сначала он совершает официозный церемониал с посещением города Новочеркасска, обязанного своим рождением его величайшему указу. «Этимъ подтверждалось благоволенiе къ донцамъ, и кроме того Государю хотелось на месте убедиться въ пользе предпринятыхъ особымъ комитетомъ преобразованiй войска донскаго, почему и вызванъ былъ къ этому времени Чернышевъ, председательетвовавшiй въ этомъ комитете».
«Император въехалъ въ городъ верхомъ при пушечныхъ выстрелахъ. На другой день въ Новочеркасске былъ данъ Государю блестящiй балъ и городъ былъ иллюминованъ. Тамъ онъ оставался три дня и уезжалъ всемъ очень довольный».
После этого наступил черёд неофициальных мероприятий. 13 октября Александр переезжает в станицу Аксайскую. Неспешно как бы изучая её он обходит окрестности. Долго стоит напротив Кобяковских холмов, всматриваясь в руины крепостных стен и башен, вокруг которых приютились домики староверов, бдевших спокойствие этой «земли древлего благочестия». Справа от него под горой, вне зоны видимости притаились пещерные норы таинственного монастыря, заселённого странными отшельниками, живущими на том хлебе и воде, что оставляли у входа в пещеры местные жители.
Затем Александр проследовал в сторону Троицкого собора. Долго смотрел в сторону Старочеркасска, где у него был намечен молебен в войсковом Воскресенском соборе. Окрестные картины, и глубокая древность станицы глубоко тронули душу императора. Любуясь место-положенiемъ станицы, Императоръ сказалъ: «вотъ самое лучшее место для Новочеркасска и жаль, что эта мысль не пришла въ голову графу Платову». После этого, он тяжело вздохнул и направился в сторону почтовой станции к дому, на пепелище которого впоследствии будет найдена чудотворная икона Аксайской Божьей Матери.
На следующий день, 14 октября 1825 года император отбыл в Старочеркасск, где чрезмерно усердно молился в Воскресенском Войсковом соборе. На обратном пути он вновь любовался видами станицы Аксайской и горько сожалел об утрате её былого величия и несбывшегося признания.
«Изъ Аксая Императоръ отправился въ Нахичевань, где ночевалъ, на другой день посътилъ Ростовъ, былъ въ соборе, осматривалъ торговую пристань и гарнизонъ, а затемъ выехалъ въ Таганрогъ». (История города Таганрога 1698-1898 (Филевский П.П.)
Исполнив первую часть своего плана, Александр приступил к выполнению второго, который включал в себя путешествие в Крым, с целью посещения Георгиевского монастыря.
20 октября 1825 года он прибыл в Крым. Со своей свитой Александр Павлович посетил Симферополь, Ялту, Ливадию, Алупку, Евпаторию, Бахчисарай, Севастополь и Балаклаву. Из Балаклавы император, одетый в легкий мундир, верхом поехал в Георгиевский монастырь. Дул холодный пронизывающий ветер. После беседы с настоятелем, митрополитом Агафангелом Типальдо, Александр I продолжил путешествие...
В Таганрог император прибыл в серьёзном расстройстве здоровья. При этом медики не могли установить диагноз. А больной решительно отказывался от каких либо лекарств или процедур.
Многие наблюдатели отмечали какую-то двойственность императора. С одной стороны он выглядел тяжело больным. С другой вёл активную деятельность в которую не посвящал никого из своих приближенных. Немногие факты ставшие общедоступными свидетельствуют о каких-то радикальных планах в реконструкции государственного устройства.
Так 10 ноября Александр отдал приказ арестовать всех выявленных членов тайных организаций и обществ, списки которых ему были поданы на кануне. В этих списках фигурировали соратники тех, кто попытается сделать государственный переворот 14 декабря 1825 года.
«Помимо таковыхъ и другiя причины безпокоили Императора, настоящее значенiе которыхъ не совсемъ известно; такъ 11 ноября ночью отъ генерала Ротта, командира пехотнаго корпуса, прибылъ съ секретнымъ донесенiемъ офицеръ Шервудъ. Государь принялъ его секретно и, проговоривъ съ нимъ полчаса, приказалъ немедленно выехать изъ Таганрога и притомъ, чтобы ни о его приезде, ни о выезде никто не зналъ. Въ ту же ночь Государь потребовалъ къ себе полковника Николаева, командовавшего дворцовымъ карауломъ и коменданта барона Фредерикса и, давъ имъ важныя секретныя порученiя, приказалъ немедленно и незаметно выехать изъ Таганрога. Объ этихъ распоряженiяхъ Государя не зналъ даже начальникъ штаба Дибичъ…
Въ девять часовъ вечера (18 ноября) больной позвалъ къ себе лейбъ-хирурга Тарасова и, когда тотъ явился, Государь ему сказалъ: вотъ, любезный Тарасовъ, какъ я заболелъ; останься при мне, Якову Васильевичу одному трудно, онъ устаетъ; и ему по временамъ нужно успокоиться, посмотри мой пульсъ". (История города Таганрога 1698-1898 (Филевский П.П.)
19 ноября 1825 года император Александр I Благочестивый отошёл в мир иной. Генерал-адъютант Дибич отправил из Таганрога в Петербург, наследнику Константину Павловичу, рапорт: "С сердечным прискорбием имею долг донести Вашему императорскому величеству, что Всевышнему угодно было прекратить дни августейшего нашего государя императора Александра Павловича сего ноября 19-го дня, в 10 часов 50 минут пополуночи здесь, в городе Таганроге. Имею честь представить при сем акт за подписанием находившихся при сем бедственном случае генерал-адъютантов и лейб-медиков".
Тело умершего императора поместили в два гроба - деревянный и свинцовый - и отправили в Петербург. "Хоть тело и бальзамировано, но от здешнего сырого воздуха лицо все почернело, и даже черты лица покойного совсем изменились... Поэтому думаю, что в С.-Петербурге вскрывать гроб не нужно", - настоятельно рекомендовал П.М. Волконский, организовавший перевозку траурного кортежа.
Практически сразу после смерти императора, по Таганрогу, а затем и по всей России поползли слухи, о том, что царь не умер. А в гроб положен его двойник.
В. Барятинский, серьезнейший исследователь этой загадки, считает, Что император Александр воспользовался своим пребыванием в Таганроге и легким недомоганием, чтобы привести свой план в исполнение. Он скрылся, предоставив хоронить чье-то "чужое тело". В пользу этого Барятинский приводит следующие доводы:
1. Во всех документах, относящихся к таганрогской драме, встречаются многочисленные противоречия. Ни один из документов не содержит таких важнейших сведений о кончине императора, как обстоятельства, при которых наступила смерть, число лиц, присутствовавших при кончине, поведение императрицы и т. д.
2. Исчезновение многих документов, связанных с этими событиями, в частности, части записок императрицы Елизаветы Алексеевны, освещающих события после 11 ноября.
3. Заведомо подложная подпись доктора Тарасова под протоколом вскрытия тела.
4. Ряд странных поступков ближайших родственников царя, явно посвященных в тайну.
5. Распространившиеся сразу после смерти Александра массовые слухи о том, что "везут чужое тело".
6. Анализ протокола вскрытия тела, сделанный по просьбе В. Барятинского крупнейшими медиками России. Они единодушно отрицают возможность смерти царя от малярии или брюшного тифа.
7. Поведение самого императора, начиная от его твердого намерения оставить престол, до того факта, что он, чья религиозность не вызывает сомнений, даже не призывал духовника в последние дни болезни, не исповедовался перед смертью. Священник даже не присутствовал при его кончине! Это совершенно невозможно для Александра, который, если бы он действительно умирал, конечно, потребовал бы к себе духовное лицо. Да даже окружавшие его близкие люди - и те, несомненно, послали бы за священником!


Медаль по случаю смерти Александра I, с мистическими символами введёнными в оборот Петром I.

Легенда о захоронении фальшивого императора получила продолжение через 11 лет. Осенью 1836 года в Сибири, в Пермской губернии, объявился человек, называвший себя Федором Кузьмичом. Рост его был выше среднего, плечи широкие, высокая грудь, глаза голубые, черты лица чрезвычайно правильные и красивые. По всему было видно его не простонародное происхождение — он прекрасно знал иностранные языки, отличался благородством осанки и манер и так далее. К тому же было заметно и сходство его с покойным императором Александром I.
Федор Кузьмич отрицал легенду о своем императорском происхождении, но делал это двусмысленным образом, еще больше укрепляя подозрения собеседников на сей счет. Через некоторое время Федор Кузьмич принял монашество, стал известным по всей Сибири старцем.
Очевидцы свидетельствуют, что старец проявлял прекрасное знание петербургской придворной жизни и этикета, а также событий конца XVIII — начала XIX столетия, знал всех государственных деятелей того периода. При этом он никогда не упоминал о императоре Павле и не касался характеристики Александра I.

Легенда о Фёдоре Кузьмиче была бы не полной, без упоминания во многом таинственной личности камер-казака императора Александра I, по фамилии Овчаров. Этот сноровистый казачок всюду сопровождал государя начиная с 1812 года. Приехал он с императором и в Таганрог, где использовался для выполнения, так сказать, сугубо личных поручений. Существует легенда, что незадолго до смерти Александр отпустил его в короткий отпуск в родную станицу. В его отсутствие император "умер". А когда казак вернулся в Таганрог и пожелал проститься с покойным, к гробу Александра его не подпустили. Звали этого казака... Федор Кузьмич!

***

Тем временем, в станице Аксайской произошло одно таинственное событие. В. Луганцев рассказывал, что как раз после того как в станицу долетела весть о кончине императора, к бывшему хозяину таинственной Кобяковской усадьбы, под покровом ночи приехали верхом трое человек. Один из них был уже знакомый ему казачок, в другом одетом в простое платье, хозяин вроде бы разглядел генерала несколько лет назад приезжавшего к нему. Третий был старым больным стариком, похожим на монаха. Все трое вошли в сарай, где за несколько месяцев до того, после длительного отсутствия объявился таинственный отшельник. Какие события происходили ночью хозяин не помнил. Однако под утро оттуда вышел только казачок, и навесив на дверь сарая замок, строго приказал хозяину немедля продать дом, но не трогать сарай…
По другой версии, казачок за большие деньги перекупил дом в котором прожил почти десять лет, а затем вернув его прежнему хозяину навсегда покинул станицу.
В этой, загадочной истории само собой напрашивается отождествление сноровистого казачка с Овчаровым Фёдором Кузьмичом, а таинственного генерала с …?!

***

Крупнейший биограф Александра I H.K. Шильдер писал: "Если бы фантастические догадки и народные предания могли быть основаны на положительных данных и перенесены на реальную почву, то установленная этим путем действительность оставила бы за собой самые смелые поэтические вымыслы. Во всяком случае, подобная жизнь могла бы послужить канвой для неподражаемой драмы с потрясающим эпилогом, основным мотивом которой служило бы искупление. В этом новом образе, созданном народным творчеством, император Александр Павлович, этот "сфинкс, неразгаданный до гроба", без сомнения, представился бы самым трагическим лицом русской истории, и его тернистый жизненный путь устлали бы небывалым загробным апофеозом, осененным лучами святости".




ТАЙНА СМЕРТИ АЛЕКСАНДРА I
(автор: В.Аргентов)



О жизни и смерти правителей династии Романовых известно практические все или очень многое. Но лишь до тех пор, пока речь не заходит об Александре I. Насильственной смертью погибли Петр III, Павел I, Александр II, Николай II.

Факты, связанные с их смертью, общеизвестны. Александр I оставил заметный след в истории России. Его воспитал француз-республиканец; он в первые годы царствования приблизил к себе Сперанского, стремившегося провести в России демократические преобразования; Александр во главе союзных армии въехал в поверженный Париж...

Первая ночь Императора
Но до сих пор существует одна тайна, не дающая покоя исследователям. Тайна его смерти. Известно, что Александр I по собственной воле хотел отречься от престола. Почему? Вот что император писал в дневнике: "Моя биография может уложиться в три ночи, которые я не забуду никогда..."
Первая из них - ночь убийства его отца, невольной причиной которого стал он сам. Александр полностью поверил заговорщикам, убедившим юношу в том, что никто из них не желает убивать Павла! Кроваво начиналось его долгое царствование, и еще одной крови - в конце его - Александр не хотел. Ведь он был хорошо осведомлен о деятельности декабристов, имел среди них немало друзей.

Вторая ночь Императора
С детства Александр был любимцем своей великой бабки Екатерины. Она лично занималась воспитанием обожаемого внука, и неудивительно, что от внимания опытной в любовных делах государыни не ускользнул момент, когда юношу начали мучить плотские страсти. Тогда она вызвала в 1792 году из Бадена 14-летнюю принцессу Луизу, которая год спустя стала русской императрицей Елизаветой.
"Боже, как она прекрасна!" - записывает Александр через два дня после свадьбы в дневнике. Цесаревич и не подозревал, сколько боли и разочарования принесет ему в грядущие годы его очаровательная белокурая жена. Елизавета произвела неизгладимое впечатление не только на Александра, но и на Платона Зубова - фаворита 60-летней Екатерины. Он начал буквально преследовать бывшую немецкую принцессу. Разумеется, Екатерине обо всем доложили, но для бедного влюбленного Александра это уже ничего не изменило - отнюдь не со всеми мужчинами его супруга была так же холодна, как с ним...

Третья ночь Императора
"Вот в ней-то и кроется главная тайна смерти императора, - считает московский эзотерик Алла Хлебникова. - В дневнике Александра I запись об этой ночи - одна из последних. Все, что касается третьей ночи, составлявшей, по его же словам, важнейшую часть собственной биографии, никак им не раскрывается и не комментируется. И все же таинственная ночь была. И Александр, судя по его другой записи в дневнике, знал о ней заранее.

Вспомним: этой ночи, хранящей тайну смерти Александра I, предшествовали почти 20 лет его царствования. Вместили эти годы взлеты и падения, триумфы и унижения императора. Отправлен в ссылку Сперанский, вместо предполагаемой отмены крепостного права после победы над французами в войне 1812 года - военные поселения, жестокая аракчеевщина. К тому же бывшие близкие друзья точат на императора кинжалы. Как тут не прийти в отчаяние? Не отпускают мысли о тщете усилий, о черной неблагодарности окружающих и народа, для которого, по мнению Александра, он творил только добро. Или он неправильно толковал само понятие добра? И все-таки жила в нем надежда на спасение - спасение собственной души. Но от него требовались решительные действия".

К началу сентября 1825 года Александр тайно подготовил документы, необходимые для отречения от престола. Конверт с бумагами он вручил московскому архиепископу Филарету со словами: "Хранить до моего личного востребования... В случае моего исчезновения (на самом конверте было написано "кончины") вскрыть..."

Следующим шагом Александра было примирение с женой. Глубоко тронутая вниманием мужа, она изъявила желание ехать с ним. Через два дня Александр отбыл в Таганрог, один, без свиты. Елизавета отправится вслед за мужем спустя десять дней. По дороге в Таганрог государь посетил Александро-Невскую лавру. И оттуда уже, по словам кучера, с ним был отвезен в Таганрог и тайно поселен в маленьком домике, где обосновалась императорская чета, тяжелобольной монах.
В Таганроге Александр и Елизавета вели очень скромный образ жизни, обходясь даже без прислуги, если не считать старого сторожа, присматривающего за садом, Федора. Трудно было представить себе образ жизни более замкнутый и более нетрадиционный для императора. Все это невольно наводит на мысль о том, что дом, в который не допускали посторонних, хранил какую-то тайну.

Что говорят нам о дальнейшей судьбе Александра официальные документы? Они сообщают, что во время прогулки в конце октября Александр простудился и заболел, слабея день ото дня. 19 ноября, хмурым и пасмурным утром, ровно в 10 часов было объявлено о его кончине. Но есть и другое свидетельство - неофициальное, принадлежащее старику Федору, записанное с его слов дьячком Ореховского храма, что под Таганрогом. "...Ночь с 18 на 19 ноября стояла холодная и ветреная, - рассказывает один из старейших исследователей НЛО в Москве Сергей Дёмкин. - Около полуночи Федор возвращался домой с внучкиных именин, по его клятвенному утверждению, совершенно тверезый.
Чем ближе подходил старик к саду, тем сильнее разыгрывалась непогода, ветер буквально валил его с ног. И вдруг все стихло. Изумленный внезапностью перемены в погоде, сторож огляделся. Неожиданно весь сад осветился невероятным "диавольским" светом. Подняв голову к небу, Федор увидел громадный голубоватый шар, "вылепленный", по его словам, как бы из огня, от него-то и сделалось в саду светло, как днем... Ноги у старика подкосились от страха, и все дальнейшее он наблюдал, лежа за кустом. А наблюдать, судя по всему, было что!"
И действительно: шар опускался все ниже и ниже, прямо в сад. У самой земли из него выдвинулись три тонких блестящих "ноги". И в тот же миг дверь веранды распахнулась, показались одетые как на прогулку Александр и Елизавета... Казалось, ни одного из них не удивило "чудо". Император повернулся к жене и, коснувшись губами ее лба, резко отвернулся и зашагал по садовой дорожке к шару. Императрица осталась стоять на месте, закрыв лицо руками. Старик видел еще, как Александр, подойдя к сияющему шару, был неведомой силой поднят над землей и слился с неведомой громадой. В эту секунду Федор потерял от страха сознание. В себя он пришел от холода, идущего от земли, и сильного ледяного ветра. Того самого, о котором спустя более ста лет и напишет известный русский поэт Давид Самойлов: "Дул сильный ветер в Таганроге, обычный в пору ноября... Разнообразные тревоги томили русского царя..."

Как я уже говорил, наутро, ровно в 10 часов 19 ноября 1825 года было объявлено о кончине государя-императора. Его супруга засвидетельствовала сей факт, тело, положенное в гроб, было закрыто крышкой, ни разу потом не снимавшейся.
Вряд ли тогда, почти два века назад, в народе слышали что-либо о НЛО и пришельцах. Во всяком случае, Федор, исповедовавшийся перед смертью спустя пять лет после ухода Александра и поведавший известную лишь ему тайну этого ухода дьячку, так и умер в полной уверенности, что российский император Александр I за все славные и святые дела свои был взят на небо живым...

Небесный путь Императора
Уже после распада СССР в Александро-Невской лавре были найдены новые документы, в которых более подробно описывались рассказанные выше события. Нет сомнения, что сияющий шар, забравший императора, был самым настоящим НЛО. Конечно, эта версия может показаться невероятной, абсолютно неправдоподобной. Но тогда стоит вспомнить о другом варианте "дальнейшей" жизни Александра: тысячи и тысячи россиян были глубоко убеждены, что царь не умер, а отправился по стране в обличий старца. Его якобы встречали то в Сибири, то на Урале, то на Волге. Согласно легенде, Александр инсценировал свою смерть и стал скитальцем-подвижником, творившим всевозможные чудеса и добрые дела. Называл себя он Федором Кузьмичом. За свое подвижничество в 1984 году он был канонизирован.

Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, авторизуйтесьили зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.