Статьи
Легенда о Русской земле.
- Печать
- 18 Apr 2011
- Казачество
- 6136 Прочтений
- 0 Комментариев
ЛЕГЕНДА О РУССКОЙ ЗЕМЛЕ.
Мы уже неоднократно сталкивались с проблемами вызванными небрежным отношением к мифам и легендам, в основе которого лежит неверие в реальность событий легших в их основу. Точно так же мы неоднократно убеждались в том, что мифы порой могут раскрыть или объяснить удивительные факты и свидетельства весьма отдалённого прошлого. Но это лишь при том условии, когда их канва совпадёт с контурами реальных исторических событий. В противном случае они либо умрут, либо деградируют в разряд сказок и абстрактных фантазий. Хотя есть и третий вариант исхода, когда действие мифов и легенд переносится в другие временные и пространственные рамки. И очень часто хорошо приживаются там. Пример тому мифы о Геракле или русские были о Илье Муромце.
С былинами о Илье Муромце и русских богатырях охранявших и защищавших русскую землю от разного рода басурманов, мы знакому со школьной скамьи, свято веря в то, что Илья герой Киевской Руси, подобно Гераклу находившийся в услужении князя, Владимира –ясно солнышко. Которого уже давно, и почти догматически связывают с князем Владимиром Святославовичем. И вот тут возникает удивительный пассаж, связанный с тем, что русские летописи не знают никакого Ильи Муромца и даже его прототипа, времён князя Владимира. Более того, легенды о Илье Муромце сохранились главным образом на Русском севере, а не на берегах Днепра. А если к этому добавить тот бесспорный факт, что абсолютное большинство своих подвигов тот совершил вблизи Дона и моря Синего, будучи не просто богатырём, а старым казаком и атаманом, то окончательно теряем возможность органически вписать мифы о Илье Муромце, исторические реалии времён правления киевского князя Владимира.
Точно такие же результаты мы получаем, при анализе былей и преданий о Русской земле, которая хоть и попала на страницы древних летописей, но от этого отнюдь не приобрела своей реальной локализации. Многочисленные попытки привязать легендарную Русскую землю к берегам Днепра, выглядят либо просто нелепыми, либо абсурдными, так как она по всем приметам, располагалась восточнее Днепра, ближе к берегам Дона. Да и автор «Слова о полку Игореве», совершенно однозначно ведёт своего героя к Дону, «на землю Русскую». На ту землю Русскую во славу которой совершил все свои подвиги былинный богатырь, атаман, да старый казак Илья Муромец.
Если наше предположение справедливо, то в реальной истории должны сохраниться упоминания о том государстве, которое попало в тексты былин и летописей под названием Русская земля.
При беглом взгляде на данную проблему, создаётся впечатление, что Русская земля это Русколань первых веков нашей эры, возникшая на волне могущества и славы росаланов, аорсов и росов, донских берегов. Однако, данное предположение наталкивается на весьма мощную стену догматов, проповедующих теорию о запустении донских берегов после исхода алан и росов в IV веке нашей эры, не оставляя тем самым места для локализации мифов о Илье Муромце. Другое дело археология, которая к концу ХХ века смогла открыть миру огромное количество «фантомных» городов разбросанных по берегам Дона и Донца в VI-IX веках нашей эры. Этих городов оказалось столь много, что для их идентификации срочно была придумана выдающаяся по своему научному примитивизму хазарская версия. Хотя эта версия, почему-то обретшая статус официальной, с самого начала сосуществовала с версией так называемой Донской или Азовской Руси, известной так же под названием Русский каганат. Что же касается Хазарии, то её единственным форпостом на Дону, может считаться Саркел (Левобережное Цимлянское городище). Но в таком случае сотни других городов вне всякого сомнения должны отойти так называемой Донской Руси, Русскому каганату, или былинной Русской земле, что в принципе есть разные наименования одного и того же государственного образования.
Сергей Беззаконов
РУССКИЙ КАГАНАТ – забытая история Дона.
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам.
Со школьной скамьи многие из нас помнят эти пушкинские строки про Вещего Олега. Но немногие знают, что они имеют самое непосредственное отношение к истории донского края. И вовсе не потому, что согласно учебникам истории во второй половине I тыс. н. э. Подонье и Приазовье входили в состав Хазарского каганата, а потому, что в этот период на Дону уже существовало первое русское государство – Русский каганат – та самая изначальная Русь, от которой «есть пошла Русская земля». За разгром этой Руси и мстил хазарам вещий Олег.
К сожалению, Русский каганат не самая «удобная» тема для отечественных историков. Отчасти потому, что сам факт существования некого русского государства, территория которого находилась не у балтийских берегов, сводит на нет многие теоретические построения, худо-бедно объясняющие механизм возникновения Киевской Руси. Отчасти из-за упрямства норманистов и антинорманистов, стараниями которых в российской исторической науке укоренились устаревшие представления, что русами «Повести временных лет» могли быть только скандинавы (германцы) или балтийские славяне.
Но так как сведения о Русском каганате довольно часто встречаются в трудах арабских и персидских географов и путешественников, не понаслышке знавших русов, сведения эти требуют объяснения. И такие объяснения периодически появляются. Правда, авторы выдвигаемых теорий, исходя из всё тех же общепринятых концепций балтийской родины русов и опираясь на свои собственные предпочтения, помещают Русский каганат на севере Европы, в районе Новгорода, на Верхней Волге, в Поочье и даже в устье Дуная. В общем, везде, где угодно, но только не там, где он действительно был. Несостоятельность таких теорий очевидна уже потому, что у большинства восточных авторов русы – не славяне и уж тем более не скандинавы. К тому же, «страна русов» у них находится восточнее «страны славян», то есть Поднепровья.
«Это огромная страна, - говорится в анонимном сочинении «Худуд аль-алам мин аль-машрик ила-л-магриб» («пределы мира от востока к западу»), написанном в X веке на персидском языке, - и обитатели её плохого нрава, непристойные, нахальные, склонны к ссорам и воинственны. Они воюют со всеми неверными, окружающими их, и выходят победителями. Царя их зовут хакан русов. Страна эта изобилует всеми жизненными благами. Среди них есть группа моровват (рыцари – С.Б., муромцы – А.Л.). Знахари у них в почете. Ежегодно они платят 1/10 добычи и торговой прибыли государю. Среди них есть группа славян, которая им служит».
Помимо этого, из сообщений арабских и персидских купцов известно, что в «стране русов» много больших, богатых городов и через их земли течет «река Рус», которую большинство современных историков отождествляет с Доном. В общем, достаточно очевидно, что Русский каганат надо искать не на северо-западе Европы, а где-то в другом месте. И это место было найдено.
Ещё в 70-х годах XX века украинский историк Д.Т. Березовец, опираясь на археологические данные, высказал предположение, что русы восточных авторов – это древнее население Северского Донца, Среднего и Нижнего Дона, Приазовья, оставившее после себя памятники так называемой салтово-маяцкой археологической культуры, расцвет которой пришелся на VIII-IX вв. н. э.
Естественно, в то время теория Березовца никем из ученых не была поддержана, уж слишком она расходилась с господствующими взглядами. Да и не смог историк объяснить, как этноним «Русь» с Дона попал на Днепр. Пробел этот не заполнен и сейчас. И цель данной статьи его восполнить.
О древних городах и крепостях на Дону, Северском Донце и его притоке Осколе (древнее название – Рось) было известно очень давно. Ещё и сейчас в этих местах можно увидеть остатки белокаменных укреплений. А сколько их было разобрано при строительстве городов, посёлков и дач уже в наше время или ещё раньше, в XVII веке, при возведении пограничных застав, не знает никто. Изучать эти исторические памятники, получившие свое название от села Верхнее Салтово на Северском Донце и маяцкого городища на Дону, стали ещё в 1900 году. Тогда же стало ясно, что построены эти города и крепости на месте древних скифских городищ аланами-асами, которые под натиском арабских войск в начале VIII века ушли из предгорий Кавказа на Верхний Дон. Возглавил этот исход из Азии аланское племя Рухсас («светлые асы»). Антропологи считают их потомками роксолан, в первые века нашей эры обитавших в Северном Причерноморье и степях между Днепром и Доном. Из арабских источников известно, что это племя занимало доминирующее положение среди сарматских племён Северного Кавказа и ему принадлежала верховная власть у алан.
По мере проведения раскопок учёные пришли к выводу, что салтово-маяцкая археологическая культура является самой высокоразвитой культурой Средневековья в Восточной Европе. И не мудрено, нигде больше в Восточной Европе того периода нет такого скопления каменных городов, как на Дону и Северском Донце. Тот же Киев, например, в IX век представлял собой лишь три разрозненных поселения, еще не слившихся в один город, а Новгорода Великого, как такового, вообще ещё не было. Салтовские же города – это уже крупные торговые и ремесленные центры, при строительстве которых использовались последние достижения архитектурной мысли того времени и огромное количество рабочей силы.
Учёные подсчитали, что для возведения стен
Верхнесалтовского городища понадобилось 7 тыс. куб. м камня,
Маяцкого – 10 тыс. куб.м,
Правобережного – 12 тыс. куб.м,
Мохначевского – 14 тыс. куб.м.
Соответственно, для проведения необходимых работ, по мнению специалистов, требовалось не менее 20’000 человеко-дней. Цифры для Восточной Европы Средневековья довольно приличные. Все это позволило предположить наличие у салтовцев государства с хорошо отлаженной административной системой, способной своевременно доставить рабочих из других мест, а также наличие у них мастеров-архитекторов. Для лучшего понимания масштабов Русского каганата приведём ещё ряд примеров. Так, вокруг Верхнесалтовского городища, крупнейшего и древнейшего в салтово-маяцкой археологической культуре, учёными обнаружено огромное поселение. По свидетельству археологов, в могильниках, прилегающих к этому поселению, покоятся более 100’000 человек. Скорее всего, это и была столица Русского каганата – Куйаба. Но все-таки наиболее величественным из салтовских городов было Правобережное Цимлянское городище (Белая Вежа, - А.Л.). По сложности планировки ему нет равных ни в салтово-маяцкой культуре, ни вообще в Восточной Европе того периода.
Русский и Хазарский каганаты в начале Х века.
Русский каганат (Болгарская версия!?). Обращает на себя внимание название города (Рустак-Ростов) в устье Дона, на месте Кобякова городища.
Естественно, столь мощная и своеобразная культура не могла не вызвать интереса у учёных всего мира. Но так как аланы-асы в их представлении такой культурой не обладали, а о русах в Подонье в то время вообще не шла речь, сразу же начались поиски господствующего этноса, претендовавшего на роль «цивилизатора» восточных славян. Как всегда, первыми на открытие салтово-маяцкой археологической культуры отреагировали норманисты. Не имея на то никаких оснований, шведские учёные с ходу объявили о скандинавской принадлежности салтовских городов.
Однако позже «народ-господ» все-таки был обнаружен. Им, вопреки археологическим данным, объявили хазар. Причины такой метаморфозы закономерны. Ещё до революции отечественные историки смотрели на Хазарское государство, как на самое могущественное в Европе, в зависимости от которого находилось все народы, населявшие её в VIII-X вв. К середине XX века знания о Хазарии расширились, частично благодаря переводу сочинений арабских авторов, частично из-за случайно обнаруженного хазарского документа – письма царя Хазарии Иосифа испанскому еврею Хасдаи ибн Шафруту, из которого, кстати, следует, что хазарская знать исповедовала иудаизм. Все это как нельзя лучше способствовало оживлению интереса к хазарской истории и появлению «хазароведения». Под ставшую популярной гипотезу подгонялись результаты археологических изысканий, а после того, как в 30-х годах у станицы Цимлянской был раскопан Саркел, салтово-маяцкая археологическая культура получила статус «государственной культуры Хазарского каганата». В одночасье древние белокаменные крепости, построенные аланами-русами, стали объявляться «замками хазарских феодалов», «центрами сбора дани», «сторожевыми крепостями и опорными пунктами хазарских военизированных колонистов». Те же немногочисленные высказывания археологов, считавших, что салтово-маяцкая культура в состав Хазарии никогда не входила, попросту игнорировались. Как игнорировались и их предположения о существовании ираноязычного народа «рус», имевшего самое непосредственное отношение к салтовской культуре. Это и понятно. Поскольку даже самые упертые хазароманы сознавали, что если салтово-маяцкую культуру вывести из состава Хазарии, то миф о Великой Хазарии попросту рухнет. Что, в общем-то, уже и произошло. По последним данным археологии, опирающимися на письменные источник, Хазарский каганат начала IX века представлял собой небольшое полукочевое государство, не выходившее за пределы Предкавказья и низовий Волги.
То ли дело Русский каганат. К началу IX века это было уже довольно крупное военно-торговое государство с вполне сформировавшейся производящей экономикой и развитыми ремеслами. Торговые связи салтовцев впечатляют. По «реке Рус» (среднее и нижнее течение Дона, Северский Донец, правые притоки Днепра) из стран Юго-Восточной Прибалтики на Кавказ они поставляли популярный в Азии янтарь. Из славянских земель везли меха. В городищах салтовцев археологи обнаружили иранские ткани, китайский шелк, золотую и серебряную посуду, дорогие украшения из Хорезма, Сирии, предназначавшиеся для продажи в Западной Европе. Большим спросом у иноземных купцов пользовались и товары, произведенные самими русами. Славянские купцы охотно покупали салтовскую лощеную керамику, изготовленную на гончарном круге. Русское оружие хотя и не конкурировало с дамасской сталью, но, по сообщению арабов, считалось одним из лучших. Чеканили салтовцы и свою собственную монету. И хотя деньги Русского каганата довольно сильно напоминали арабские дихремы, что позволило специалистам по нумизматике объявить их всего лишь «варварским подражанием» оригиналам, все-таки это были уже «русские» деньги. По содержанию серебра и его качеству они превосходили аббасидские дирхемы, имели намеренное искажение в легенде, а также особый знак, наносившийся на оборотной стороне. Имели русы Подонья и свою собственную руническую письменность, восходящую к скифо-сарматскому письму, известному в Северном Причерноморье ещё со II-III вв. н. э. Позже это сармато-аланское (русское) письмо у салтовцев заимствовали булгары (и скандинавы, - А.Л.), а через их посредничество уже и хазары.
Естественно, столь интенсивное развитие Русского каганата, его торговые успехи не могли не вызывать зависть и раздражение у хазар, живших за счет малоприбыльной транзитной торговли по Волге. Арабы писали: «Преимущественная их (хазар) пища есть рис и рыба; остальное же… привозится из Руси, Булгара». Не вызывали восторга успехи салтовцев и у Византии, столкнувшейся с руссами в Причерноморье. Именно поэтому во второй четверти IX в. ею был создан византийско-хазарский альянс, призванный объединить усилия в борьбе против русов. Во исполнения своей части договора хазары разрушили Правобережное Цимлянское городище – форпост Русского каганата на Нижнем Дону. Население его было частью вырезано, частью угнано в полон. Византия в свою очередь помогла хазарам построить Саркел – единственную каменную крепость на левом берегу Дона.
Воины Русского каганата.
Русы готовились к войне. Спешно строились каменные крепости, способные отразить удар с северо-востока и юго-востока (а не с запада от славян, как утверждают «хазароведы»). Но, несмотря на все усилия, в середине IX в. Русский каганат был разгромлен. Приостановилась торговля из Закавказья и Сирии по «реке Рус», исчезли богатые города. Скорее всего «руку» к этому погрому приложили кочевые мадьяры – давние союзники и вассалы хазар. И только после этого «наидоша Козаре» на русские и славянские земли и наложили дань, поставив в зависимость от Хазарского каганата славянские племена, раньше находившиеся под влиянием донских русов.
На этом история Русского каганата в Подонье закончилась и началась история Русского каганата на берегах Днепра. Но и в создании этого каганата донские русы принимали самое деятельное участие.
В общем, мы вполне можем признать, что Русский каганат этого периода являлся сильной державой того же типа, что и государства хазар и волжских булгар, то есть имевший главной целью контроль над важными путями международной торговли. Из Азовского региона, как своего опорного пункта, купцы-русы путешествовали в девятом веке вплоть до Багдада. Сведения об их путях можно обнаружить в книге Ибн-Хурдадби, главного почтмейстера Халифата.
Русский каганат на Дону
(Галкина Е. С.)
Через Русский племенной союз — Русский каганат пролегали важнейшие торговые пути раннего средневековья, в частности, великий Волго-Балтийский путь, определявший торговые отношения не только в Восточной, но во многом и в Западной Европе VIII — первой половины IX века. (Путь "из Варяг в Греки" начал функционировать лишь в конце IХ века). Русский каганат был одним из приоритетных торговых партнеров государств Закавказья и Средней Азии. Причем обилие кладов на территории Русского племенного союза говорит о том, что арабские серебряные монеты — дирхемы оседали здесь, что для купцов, обладавших этими богатствами, земли между Доном и Донцом были родными (в чужом краю клады обычно не зарывают). Полная противоположность в этом отношении — Хазарский каганат. Весь комплекс находок монет на нижней Волге и нижнем Донце, которые можно было бы связать с торговым движением непосредственно в Хазарии, состоит из двух небогатых кладов и нескольких монет. Хазарские иудеи занимались транзитной торговлей, и ни деньги, ни товары в больших количествах там не оседали.
Судя по находкам археологов, торговые связи салтовских русов были очень обширны. На городищах обнаруживают иранские ткани, шелк, одевался в который лишь персидский шах, товары из Хорезма, Сирии — золотую и серебряную посуду, дорогие украшения. Попадали к русам и товары из Китая и Индии: восточные рубежи Русского племенного союза находились на пересечении различных ветвей знаменитого "шелкового пути" — там находилось Правобережное Цимлянское городище — форпост русов на востоке.
Были включены русы и в торговлю по Волго-Балтийскому пути. Именно с Балтики попадает к салтовцам янтарь, из которого русы делали амулеты с символами солнца. Причем "солнечные амулеты" относятся в основном к концу VIII — первой половине IХ века. Именно с конца VIII века начинается интенсивное движение по Волго-балтийскому пути. С запада по нему идут прежде всего балтийские славяне, с востока — салтовские купцы. Но русы, в отличие от хазар, занимались не только торговлей чужими товарами. Развитие ремесла в Подонье к началу IХ века не только достигло европейского уровня того времени, а во многих случаях превосходило Западную Европу. Большой популярностью пользовалась салтовская лощеная керамика, изготовленная с помощью гончарного круга, который был тогда последним словом техники. Не менее было развито и оружейное дело.
Итак, в начале IХ века экономика Русского племенного союза находилась в стадии небывалого подъема. Появилась необходимость в собственной денежной единице. И русы, которые еще недавно золотыми и серебряными монетами украшали жен и наложниц, стали чеканить свою монету. Этот вывод можно сделать на основе находок так называемых "варварских подражаний" дирхемам, найденных в верховьях Дона и Донца. Эти "подражания" по качеству изготовления не уступали подлинным арабским монетам, но в легенде монет имелись значительные намеренные искажения, а на оборотной стороне прорисовывали рунический знак. Исследование этих монет показывает, что они были произведены на одном монетном дворе где-то в северных районах Подонья. Последние монеты были отчеканены в 837 — 838 годах.
Развивалось и политическое устройство Русского каганата. Вокруг главы русов, который в соответствии с индоиранскими религиозными традициями обладал и сакральной властью, группировалась дружина молодых воинов. Глава русов был для них и священником, и судьей (похожим был статус киевского князя Олега Вещего). Если один из русов имел иск против другого, они обращались за разрешением вопроса к главе племенного союза. Языческой религией русов, как и других индоарийских и иранских племен, было поклонение солнцу и свету. Об этом говорят и солнечные амулеты из янтаря, и древние символы солнца на стенах белокаменных городищ. Один из этих символов можно наблюдать и в современной действительности на гербе независимой Украины: это так называемый "знак Рюриковичей", первоначально изображавший один из символов солнца — парящего сокола. "Знаки Рюриковичей" — одни из наиболее распространенных граффито, встречающихся в землях ядра Русского каганата. Не зря персидский географ ал-Истахри писал о Русском каганате как об одном из трех государств Юго-Восточной Европы, имея в виду и высокую культуру. Помимо прочего, русы имели и свою письменность. Русское письмо — это средневековое осетинское (аланское), уходящее корнями в древнейшую скифо-сарматскую письменность. На аланском языке читаются и рунические надписи, найденные при раскопках салтовской культуры. Хазары же заимствовали русское письмо. Как доказал лингвист Г.Ф. Турчанинов, надписи на керамике Саркела, построенного византийцами для Хазарии в 30-е годы К века на левом берегу Дона, сделаны аланским письмом на тюркском языке.
При таком развитии социально-экономической жизни племенного союза и его культуры вполне естественны те события, что произошли на территории Восточной Европы в начале IX века. Территория салтовских русов не только стала одним из самых оживленных торговых районов Восточной Европы, русы не только приобрели свою письменность и стали чеканить собственную монету. Существенны были успехи молодого Русского протогосударства в расширении территорий. На Нижнем Дону на правом берегу реки в конце VIII века была построена крепость, известная ныне как Правобережное Цимлянское городище. Тем самым русы заняли одну из самых выгодных позиций в европейской и азиатской торговле: эта крепость стояла на пересечении двух важнейших торговых магистралей — Волго-Балтийского и "шелкового" путей. Но не только. Так Русский племенной союз вплотную приблизился к неустойчивым западным границам Хазарского каганата.
СТЕПНЫЕ МОРЕХОДЫ.
В принципе Е.Галкина и С.Беззаконов, достаточно полно характеризуют потерянную в исторических хрониках мощнейшую мировую империю раннего средневековья. Боле того, Донская Русь, Русский каганат, Русская земля того времени была не одним из, а самым мощным государством Европы. Как впрочем и Азии. Свести его могущество лишь к торгово-экономическому процветанию, было бы не совсем верно. Русы вошли в историю и как мощнейшая военно-политическая сила.
Арабский писатель Ат-Табари на основе более ранних источников писал о правителе Дербента Шахриаре, что тот в 644 году заявлял следующее: "Я нахожусь между двумя врагами: один - хазары, а другой - русы, которые суть враги целому миру, в особенности же арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того, чтобы мы платили дань, будем воевать с русами сами и собственным оружием. И будем удерживать их, чтобы они не вышли из своей страны".
Если верить грузинским источникам 11 века и более ранним документам, уже в начале 7 века нашей эры «скифы кои суть русские» со свои каганом, который привлекал и флот славян, атаковали портовые города и крепости Византии. Особенно запомнились по источникам походы 625-626 года. (http://www.russiancity.ru/fbooks/f2.htm).
У ал-Куфи, а вслед за ним и у ал-Белазури же сказано: "Мерван совершил поход на ас-сакалиба, что обитали в земле хазар, и, захватив в плен 20 тыс. семей, поселил их в Хахит». Сака-либа (саки, - самоназвание скифов) это этноним раннесредневековых славян, которые по данным арабских источников обитали вокруг Славянской или Русской реки, т.е. Дона и частично в среднем течении Волги. Ал-Белазури добавляет, что пленных Мерван поселил между Самуром и Шабираном в равнинной части земли лезгин. (http://gumilevica.kulichki.net/NAP/nap0152.htm)
Свидетельства приведённые ал-Белазури, подтверждаются данными археологии, согласно которым в раннем средневековье на территории Дагестана, вспыхивает необычайно яркий рассвет поселений салтово-маяцкой культуры Дона и Донца. Вплоть до XIV века, там практически в чистом виде существовали поселения руссов.
Дальнейший ход событий свидетельствует о многократных вторжениях руссов в арабские и византийские пределы, причём на ведущую роль постепенно вышла «морская пехота», потомков донских герулов. По сути степная империя Русского каганата, породившая былины об отважном и могучем «атамане, да старом казаке», Илье Муромце, породила самый могучий флот того времени, который господствовал не только на Чёрном и Каспийском морях, но и совершал походы в Средиземное море.
Рассуждая о кампании Константина V против булгар (773 г.), Феофан говорит, что сначала Константин направил против булгар свой основной флот, состоявший из двух сотен кораблей (chelandia), а затем сам вышел в море со своей особой флотилией "русских кораблей" (rousiacelandia). (Г.В. Вернадский. Древняя Русь. VII. Скандинавы и русский каганат)
Базировался этот флот на так называемом острове Руссов, отличительной особенностью которого были обширные плавни, которые в точности соответствуют состоянию большого Аксайского острова обрамлённого реками Аксаем и Дон. Правда большинство специалистов склонны считать, что остров руссов располагался в устье Кубани, что очень хорошо согласуется с постоянными набегами на города и крепости Черноморского бассейна, но стоит несколько в стороне от Каспия. Хотя на Каспии русские флотилии действовали не менее активно.
Есть у острова Русов и ещё одна удивительная загадка. Мне, по крайней мере дважды приходилось сталкиваться с отголосками преданий, о том, что остров Русов, если под ним понимать Аксайский остров, это и есть прообраз былинной Русской земли. А если к этому добавить тот факт, что Аксай – Аракс – Оар(ос), имеет самое непосредственное отношение к происхождению топонима, гидронима и этнонима рос-рус, то как кажется должны отпасть последние сомнения относительно этого, столь смелого предположения. Хотя реальность вполне может оказаться несколько другой, в зависимости от возможных трактовок причинно-следственных связей.
Что же касается острова руссов арабских авторов, то под ним по нашему мнению следует понимать междуречье Дона и Аксая, как наиболее благоприятная местность для дислокации, кораблей и организации морских походов, что красноречиво подтверждает история российского казачества. К тому же размеры этого острова в точности соответствуют данным арабских источников. Что касается Аксополя, который в то время именовался просто Акас, то в новых условиях, когда он оказался на периферии, Русской государственности, блеск его немного погас. К тому же он испытывал постоянное давление, как со стороны степняков Приазовья, так и со стороны арабов, которые по некоторым данным дважды разоряли Акас, в том числе и войском Мервана.
Была у Акаса и ещё одна особенность, которая отделяла его от каганата. Всё дело в том, что по данным археологии, он в весьма значительной части был заселён христианами, в то время как в сотнях других городов каганата, исповедовали древний культ Солнца. Не исключено, что между жителями Акаса и Русским каганатом были и более глубокие противоречия. Во всяком случае, в VIII в., находясь на пике своего могущества, каганат реализует свой самый амбициозный проект по строительству огромной крепости, по размерам вдвое превышающей знаменитый хазарский Саркел. А строится эта крепость, отнюдь не в устье реки Аксай, а недалеко от её истоков, почти в 100 километрах от дельты. Видно, что кто-то или что-то сдерживало скорость продвижения каганата к Азовскому морю. А может быть, эта крепость была лишь первой очередью проекта по выходу к морским берегам? Во всяком случае утвердительно ответить на этот вопрос в настоящее время не представляется возможным.
С большой долей уверенности, можно говорить лишь о том, что былинная Русская земля, это территория Подонья, а её легендарный защитник Илья Муромец и вправду является атаманом и старым (старинным) казаком. Что же касается Владимира – красно солнышко, то он был каганом былинной Русской земли. И только через сто лет титул кагана (кай-хана, по скифски кай – царский, великий, хан-кан – владыка, князь) примет Владимир Святославович, как впрочем и некоторые другие Рюриковичи.
Митрополит Иларион в своих трактатах «Слово о законе и благодати» и «Исповедание веры» (1040-е годы) называет каганом Владимира («великий каган нашей земли») и его сына Ярослава Мудрого («благоверному кагану Ярославу»). Короткая надпись на стене собора Св. Софии Киевской: «Спаси, Господи, кагана нашего». Полагают, что речь идёт о сыне Ярослава Мудрого — Святославе Ярославиче, княжившем в Киеве в 1073—1076 гг. Автор «Слова о полку Игореве» (конец XII в.) называет каганом тмутороканского князя Олега Святославича.
Как кажется, единственным объяснением того, что великие киевские князья именовали себя каганами, может быть их преемственность от каганов Русской земли VI-IX веков. Существует версия, что эта преемственность идёт от Вещего Олега, который был непосредственным представителем элиты Русского каганата, откуда и берёт свои истоки его желание отомстить «неразумным хазарам». Неразумным потому, что они стали участниками самого чудовищного заговора, воплотившегося в самую чудовищную трагедию раннего средневековья. Трагедию поименованную «гибелью Русской земли».
(по материалам неизданной книги "Были и мифы Донской старины")
Мы уже неоднократно сталкивались с проблемами вызванными небрежным отношением к мифам и легендам, в основе которого лежит неверие в реальность событий легших в их основу. Точно так же мы неоднократно убеждались в том, что мифы порой могут раскрыть или объяснить удивительные факты и свидетельства весьма отдалённого прошлого. Но это лишь при том условии, когда их канва совпадёт с контурами реальных исторических событий. В противном случае они либо умрут, либо деградируют в разряд сказок и абстрактных фантазий. Хотя есть и третий вариант исхода, когда действие мифов и легенд переносится в другие временные и пространственные рамки. И очень часто хорошо приживаются там. Пример тому мифы о Геракле или русские были о Илье Муромце.
С былинами о Илье Муромце и русских богатырях охранявших и защищавших русскую землю от разного рода басурманов, мы знакому со школьной скамьи, свято веря в то, что Илья герой Киевской Руси, подобно Гераклу находившийся в услужении князя, Владимира –ясно солнышко. Которого уже давно, и почти догматически связывают с князем Владимиром Святославовичем. И вот тут возникает удивительный пассаж, связанный с тем, что русские летописи не знают никакого Ильи Муромца и даже его прототипа, времён князя Владимира. Более того, легенды о Илье Муромце сохранились главным образом на Русском севере, а не на берегах Днепра. А если к этому добавить тот бесспорный факт, что абсолютное большинство своих подвигов тот совершил вблизи Дона и моря Синего, будучи не просто богатырём, а старым казаком и атаманом, то окончательно теряем возможность органически вписать мифы о Илье Муромце, исторические реалии времён правления киевского князя Владимира.
Точно такие же результаты мы получаем, при анализе былей и преданий о Русской земле, которая хоть и попала на страницы древних летописей, но от этого отнюдь не приобрела своей реальной локализации. Многочисленные попытки привязать легендарную Русскую землю к берегам Днепра, выглядят либо просто нелепыми, либо абсурдными, так как она по всем приметам, располагалась восточнее Днепра, ближе к берегам Дона. Да и автор «Слова о полку Игореве», совершенно однозначно ведёт своего героя к Дону, «на землю Русскую». На ту землю Русскую во славу которой совершил все свои подвиги былинный богатырь, атаман, да старый казак Илья Муромец.
Если наше предположение справедливо, то в реальной истории должны сохраниться упоминания о том государстве, которое попало в тексты былин и летописей под названием Русская земля.
При беглом взгляде на данную проблему, создаётся впечатление, что Русская земля это Русколань первых веков нашей эры, возникшая на волне могущества и славы росаланов, аорсов и росов, донских берегов. Однако, данное предположение наталкивается на весьма мощную стену догматов, проповедующих теорию о запустении донских берегов после исхода алан и росов в IV веке нашей эры, не оставляя тем самым места для локализации мифов о Илье Муромце. Другое дело археология, которая к концу ХХ века смогла открыть миру огромное количество «фантомных» городов разбросанных по берегам Дона и Донца в VI-IX веках нашей эры. Этих городов оказалось столь много, что для их идентификации срочно была придумана выдающаяся по своему научному примитивизму хазарская версия. Хотя эта версия, почему-то обретшая статус официальной, с самого начала сосуществовала с версией так называемой Донской или Азовской Руси, известной так же под названием Русский каганат. Что же касается Хазарии, то её единственным форпостом на Дону, может считаться Саркел (Левобережное Цимлянское городище). Но в таком случае сотни других городов вне всякого сомнения должны отойти так называемой Донской Руси, Русскому каганату, или былинной Русской земле, что в принципе есть разные наименования одного и того же государственного образования.
Сергей Беззаконов
РУССКИЙ КАГАНАТ – забытая история Дона.
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам.
Со школьной скамьи многие из нас помнят эти пушкинские строки про Вещего Олега. Но немногие знают, что они имеют самое непосредственное отношение к истории донского края. И вовсе не потому, что согласно учебникам истории во второй половине I тыс. н. э. Подонье и Приазовье входили в состав Хазарского каганата, а потому, что в этот период на Дону уже существовало первое русское государство – Русский каганат – та самая изначальная Русь, от которой «есть пошла Русская земля». За разгром этой Руси и мстил хазарам вещий Олег.
К сожалению, Русский каганат не самая «удобная» тема для отечественных историков. Отчасти потому, что сам факт существования некого русского государства, территория которого находилась не у балтийских берегов, сводит на нет многие теоретические построения, худо-бедно объясняющие механизм возникновения Киевской Руси. Отчасти из-за упрямства норманистов и антинорманистов, стараниями которых в российской исторической науке укоренились устаревшие представления, что русами «Повести временных лет» могли быть только скандинавы (германцы) или балтийские славяне.
Но так как сведения о Русском каганате довольно часто встречаются в трудах арабских и персидских географов и путешественников, не понаслышке знавших русов, сведения эти требуют объяснения. И такие объяснения периодически появляются. Правда, авторы выдвигаемых теорий, исходя из всё тех же общепринятых концепций балтийской родины русов и опираясь на свои собственные предпочтения, помещают Русский каганат на севере Европы, в районе Новгорода, на Верхней Волге, в Поочье и даже в устье Дуная. В общем, везде, где угодно, но только не там, где он действительно был. Несостоятельность таких теорий очевидна уже потому, что у большинства восточных авторов русы – не славяне и уж тем более не скандинавы. К тому же, «страна русов» у них находится восточнее «страны славян», то есть Поднепровья.
«Это огромная страна, - говорится в анонимном сочинении «Худуд аль-алам мин аль-машрик ила-л-магриб» («пределы мира от востока к западу»), написанном в X веке на персидском языке, - и обитатели её плохого нрава, непристойные, нахальные, склонны к ссорам и воинственны. Они воюют со всеми неверными, окружающими их, и выходят победителями. Царя их зовут хакан русов. Страна эта изобилует всеми жизненными благами. Среди них есть группа моровват (рыцари – С.Б., муромцы – А.Л.). Знахари у них в почете. Ежегодно они платят 1/10 добычи и торговой прибыли государю. Среди них есть группа славян, которая им служит».
Помимо этого, из сообщений арабских и персидских купцов известно, что в «стране русов» много больших, богатых городов и через их земли течет «река Рус», которую большинство современных историков отождествляет с Доном. В общем, достаточно очевидно, что Русский каганат надо искать не на северо-западе Европы, а где-то в другом месте. И это место было найдено.
Ещё в 70-х годах XX века украинский историк Д.Т. Березовец, опираясь на археологические данные, высказал предположение, что русы восточных авторов – это древнее население Северского Донца, Среднего и Нижнего Дона, Приазовья, оставившее после себя памятники так называемой салтово-маяцкой археологической культуры, расцвет которой пришелся на VIII-IX вв. н. э.
Естественно, в то время теория Березовца никем из ученых не была поддержана, уж слишком она расходилась с господствующими взглядами. Да и не смог историк объяснить, как этноним «Русь» с Дона попал на Днепр. Пробел этот не заполнен и сейчас. И цель данной статьи его восполнить.
О древних городах и крепостях на Дону, Северском Донце и его притоке Осколе (древнее название – Рось) было известно очень давно. Ещё и сейчас в этих местах можно увидеть остатки белокаменных укреплений. А сколько их было разобрано при строительстве городов, посёлков и дач уже в наше время или ещё раньше, в XVII веке, при возведении пограничных застав, не знает никто. Изучать эти исторические памятники, получившие свое название от села Верхнее Салтово на Северском Донце и маяцкого городища на Дону, стали ещё в 1900 году. Тогда же стало ясно, что построены эти города и крепости на месте древних скифских городищ аланами-асами, которые под натиском арабских войск в начале VIII века ушли из предгорий Кавказа на Верхний Дон. Возглавил этот исход из Азии аланское племя Рухсас («светлые асы»). Антропологи считают их потомками роксолан, в первые века нашей эры обитавших в Северном Причерноморье и степях между Днепром и Доном. Из арабских источников известно, что это племя занимало доминирующее положение среди сарматских племён Северного Кавказа и ему принадлежала верховная власть у алан.
По мере проведения раскопок учёные пришли к выводу, что салтово-маяцкая археологическая культура является самой высокоразвитой культурой Средневековья в Восточной Европе. И не мудрено, нигде больше в Восточной Европе того периода нет такого скопления каменных городов, как на Дону и Северском Донце. Тот же Киев, например, в IX век представлял собой лишь три разрозненных поселения, еще не слившихся в один город, а Новгорода Великого, как такового, вообще ещё не было. Салтовские же города – это уже крупные торговые и ремесленные центры, при строительстве которых использовались последние достижения архитектурной мысли того времени и огромное количество рабочей силы.
Учёные подсчитали, что для возведения стен
Верхнесалтовского городища понадобилось 7 тыс. куб. м камня,
Маяцкого – 10 тыс. куб.м,
Правобережного – 12 тыс. куб.м,
Мохначевского – 14 тыс. куб.м.
Соответственно, для проведения необходимых работ, по мнению специалистов, требовалось не менее 20’000 человеко-дней. Цифры для Восточной Европы Средневековья довольно приличные. Все это позволило предположить наличие у салтовцев государства с хорошо отлаженной административной системой, способной своевременно доставить рабочих из других мест, а также наличие у них мастеров-архитекторов. Для лучшего понимания масштабов Русского каганата приведём ещё ряд примеров. Так, вокруг Верхнесалтовского городища, крупнейшего и древнейшего в салтово-маяцкой археологической культуре, учёными обнаружено огромное поселение. По свидетельству археологов, в могильниках, прилегающих к этому поселению, покоятся более 100’000 человек. Скорее всего, это и была столица Русского каганата – Куйаба. Но все-таки наиболее величественным из салтовских городов было Правобережное Цимлянское городище (Белая Вежа, - А.Л.). По сложности планировки ему нет равных ни в салтово-маяцкой культуре, ни вообще в Восточной Европе того периода.
Русский и Хазарский каганаты в начале Х века.
Русский каганат (Болгарская версия!?). Обращает на себя внимание название города (Рустак-Ростов) в устье Дона, на месте Кобякова городища.
Естественно, столь мощная и своеобразная культура не могла не вызвать интереса у учёных всего мира. Но так как аланы-асы в их представлении такой культурой не обладали, а о русах в Подонье в то время вообще не шла речь, сразу же начались поиски господствующего этноса, претендовавшего на роль «цивилизатора» восточных славян. Как всегда, первыми на открытие салтово-маяцкой археологической культуры отреагировали норманисты. Не имея на то никаких оснований, шведские учёные с ходу объявили о скандинавской принадлежности салтовских городов.
Однако позже «народ-господ» все-таки был обнаружен. Им, вопреки археологическим данным, объявили хазар. Причины такой метаморфозы закономерны. Ещё до революции отечественные историки смотрели на Хазарское государство, как на самое могущественное в Европе, в зависимости от которого находилось все народы, населявшие её в VIII-X вв. К середине XX века знания о Хазарии расширились, частично благодаря переводу сочинений арабских авторов, частично из-за случайно обнаруженного хазарского документа – письма царя Хазарии Иосифа испанскому еврею Хасдаи ибн Шафруту, из которого, кстати, следует, что хазарская знать исповедовала иудаизм. Все это как нельзя лучше способствовало оживлению интереса к хазарской истории и появлению «хазароведения». Под ставшую популярной гипотезу подгонялись результаты археологических изысканий, а после того, как в 30-х годах у станицы Цимлянской был раскопан Саркел, салтово-маяцкая археологическая культура получила статус «государственной культуры Хазарского каганата». В одночасье древние белокаменные крепости, построенные аланами-русами, стали объявляться «замками хазарских феодалов», «центрами сбора дани», «сторожевыми крепостями и опорными пунктами хазарских военизированных колонистов». Те же немногочисленные высказывания археологов, считавших, что салтово-маяцкая культура в состав Хазарии никогда не входила, попросту игнорировались. Как игнорировались и их предположения о существовании ираноязычного народа «рус», имевшего самое непосредственное отношение к салтовской культуре. Это и понятно. Поскольку даже самые упертые хазароманы сознавали, что если салтово-маяцкую культуру вывести из состава Хазарии, то миф о Великой Хазарии попросту рухнет. Что, в общем-то, уже и произошло. По последним данным археологии, опирающимися на письменные источник, Хазарский каганат начала IX века представлял собой небольшое полукочевое государство, не выходившее за пределы Предкавказья и низовий Волги.
То ли дело Русский каганат. К началу IX века это было уже довольно крупное военно-торговое государство с вполне сформировавшейся производящей экономикой и развитыми ремеслами. Торговые связи салтовцев впечатляют. По «реке Рус» (среднее и нижнее течение Дона, Северский Донец, правые притоки Днепра) из стран Юго-Восточной Прибалтики на Кавказ они поставляли популярный в Азии янтарь. Из славянских земель везли меха. В городищах салтовцев археологи обнаружили иранские ткани, китайский шелк, золотую и серебряную посуду, дорогие украшения из Хорезма, Сирии, предназначавшиеся для продажи в Западной Европе. Большим спросом у иноземных купцов пользовались и товары, произведенные самими русами. Славянские купцы охотно покупали салтовскую лощеную керамику, изготовленную на гончарном круге. Русское оружие хотя и не конкурировало с дамасской сталью, но, по сообщению арабов, считалось одним из лучших. Чеканили салтовцы и свою собственную монету. И хотя деньги Русского каганата довольно сильно напоминали арабские дихремы, что позволило специалистам по нумизматике объявить их всего лишь «варварским подражанием» оригиналам, все-таки это были уже «русские» деньги. По содержанию серебра и его качеству они превосходили аббасидские дирхемы, имели намеренное искажение в легенде, а также особый знак, наносившийся на оборотной стороне. Имели русы Подонья и свою собственную руническую письменность, восходящую к скифо-сарматскому письму, известному в Северном Причерноморье ещё со II-III вв. н. э. Позже это сармато-аланское (русское) письмо у салтовцев заимствовали булгары (и скандинавы, - А.Л.), а через их посредничество уже и хазары.
Естественно, столь интенсивное развитие Русского каганата, его торговые успехи не могли не вызывать зависть и раздражение у хазар, живших за счет малоприбыльной транзитной торговли по Волге. Арабы писали: «Преимущественная их (хазар) пища есть рис и рыба; остальное же… привозится из Руси, Булгара». Не вызывали восторга успехи салтовцев и у Византии, столкнувшейся с руссами в Причерноморье. Именно поэтому во второй четверти IX в. ею был создан византийско-хазарский альянс, призванный объединить усилия в борьбе против русов. Во исполнения своей части договора хазары разрушили Правобережное Цимлянское городище – форпост Русского каганата на Нижнем Дону. Население его было частью вырезано, частью угнано в полон. Византия в свою очередь помогла хазарам построить Саркел – единственную каменную крепость на левом берегу Дона.
Воины Русского каганата.
Русы готовились к войне. Спешно строились каменные крепости, способные отразить удар с северо-востока и юго-востока (а не с запада от славян, как утверждают «хазароведы»). Но, несмотря на все усилия, в середине IX в. Русский каганат был разгромлен. Приостановилась торговля из Закавказья и Сирии по «реке Рус», исчезли богатые города. Скорее всего «руку» к этому погрому приложили кочевые мадьяры – давние союзники и вассалы хазар. И только после этого «наидоша Козаре» на русские и славянские земли и наложили дань, поставив в зависимость от Хазарского каганата славянские племена, раньше находившиеся под влиянием донских русов.
На этом история Русского каганата в Подонье закончилась и началась история Русского каганата на берегах Днепра. Но и в создании этого каганата донские русы принимали самое деятельное участие.
В общем, мы вполне можем признать, что Русский каганат этого периода являлся сильной державой того же типа, что и государства хазар и волжских булгар, то есть имевший главной целью контроль над важными путями международной торговли. Из Азовского региона, как своего опорного пункта, купцы-русы путешествовали в девятом веке вплоть до Багдада. Сведения об их путях можно обнаружить в книге Ибн-Хурдадби, главного почтмейстера Халифата.
Русский каганат на Дону
(Галкина Е. С.)
Через Русский племенной союз — Русский каганат пролегали важнейшие торговые пути раннего средневековья, в частности, великий Волго-Балтийский путь, определявший торговые отношения не только в Восточной, но во многом и в Западной Европе VIII — первой половины IX века. (Путь "из Варяг в Греки" начал функционировать лишь в конце IХ века). Русский каганат был одним из приоритетных торговых партнеров государств Закавказья и Средней Азии. Причем обилие кладов на территории Русского племенного союза говорит о том, что арабские серебряные монеты — дирхемы оседали здесь, что для купцов, обладавших этими богатствами, земли между Доном и Донцом были родными (в чужом краю клады обычно не зарывают). Полная противоположность в этом отношении — Хазарский каганат. Весь комплекс находок монет на нижней Волге и нижнем Донце, которые можно было бы связать с торговым движением непосредственно в Хазарии, состоит из двух небогатых кладов и нескольких монет. Хазарские иудеи занимались транзитной торговлей, и ни деньги, ни товары в больших количествах там не оседали.
Судя по находкам археологов, торговые связи салтовских русов были очень обширны. На городищах обнаруживают иранские ткани, шелк, одевался в который лишь персидский шах, товары из Хорезма, Сирии — золотую и серебряную посуду, дорогие украшения. Попадали к русам и товары из Китая и Индии: восточные рубежи Русского племенного союза находились на пересечении различных ветвей знаменитого "шелкового пути" — там находилось Правобережное Цимлянское городище — форпост русов на востоке.
Были включены русы и в торговлю по Волго-Балтийскому пути. Именно с Балтики попадает к салтовцам янтарь, из которого русы делали амулеты с символами солнца. Причем "солнечные амулеты" относятся в основном к концу VIII — первой половине IХ века. Именно с конца VIII века начинается интенсивное движение по Волго-балтийскому пути. С запада по нему идут прежде всего балтийские славяне, с востока — салтовские купцы. Но русы, в отличие от хазар, занимались не только торговлей чужими товарами. Развитие ремесла в Подонье к началу IХ века не только достигло европейского уровня того времени, а во многих случаях превосходило Западную Европу. Большой популярностью пользовалась салтовская лощеная керамика, изготовленная с помощью гончарного круга, который был тогда последним словом техники. Не менее было развито и оружейное дело.
Итак, в начале IХ века экономика Русского племенного союза находилась в стадии небывалого подъема. Появилась необходимость в собственной денежной единице. И русы, которые еще недавно золотыми и серебряными монетами украшали жен и наложниц, стали чеканить свою монету. Этот вывод можно сделать на основе находок так называемых "варварских подражаний" дирхемам, найденных в верховьях Дона и Донца. Эти "подражания" по качеству изготовления не уступали подлинным арабским монетам, но в легенде монет имелись значительные намеренные искажения, а на оборотной стороне прорисовывали рунический знак. Исследование этих монет показывает, что они были произведены на одном монетном дворе где-то в северных районах Подонья. Последние монеты были отчеканены в 837 — 838 годах.
Развивалось и политическое устройство Русского каганата. Вокруг главы русов, который в соответствии с индоиранскими религиозными традициями обладал и сакральной властью, группировалась дружина молодых воинов. Глава русов был для них и священником, и судьей (похожим был статус киевского князя Олега Вещего). Если один из русов имел иск против другого, они обращались за разрешением вопроса к главе племенного союза. Языческой религией русов, как и других индоарийских и иранских племен, было поклонение солнцу и свету. Об этом говорят и солнечные амулеты из янтаря, и древние символы солнца на стенах белокаменных городищ. Один из этих символов можно наблюдать и в современной действительности на гербе независимой Украины: это так называемый "знак Рюриковичей", первоначально изображавший один из символов солнца — парящего сокола. "Знаки Рюриковичей" — одни из наиболее распространенных граффито, встречающихся в землях ядра Русского каганата. Не зря персидский географ ал-Истахри писал о Русском каганате как об одном из трех государств Юго-Восточной Европы, имея в виду и высокую культуру. Помимо прочего, русы имели и свою письменность. Русское письмо — это средневековое осетинское (аланское), уходящее корнями в древнейшую скифо-сарматскую письменность. На аланском языке читаются и рунические надписи, найденные при раскопках салтовской культуры. Хазары же заимствовали русское письмо. Как доказал лингвист Г.Ф. Турчанинов, надписи на керамике Саркела, построенного византийцами для Хазарии в 30-е годы К века на левом берегу Дона, сделаны аланским письмом на тюркском языке.
При таком развитии социально-экономической жизни племенного союза и его культуры вполне естественны те события, что произошли на территории Восточной Европы в начале IX века. Территория салтовских русов не только стала одним из самых оживленных торговых районов Восточной Европы, русы не только приобрели свою письменность и стали чеканить собственную монету. Существенны были успехи молодого Русского протогосударства в расширении территорий. На Нижнем Дону на правом берегу реки в конце VIII века была построена крепость, известная ныне как Правобережное Цимлянское городище. Тем самым русы заняли одну из самых выгодных позиций в европейской и азиатской торговле: эта крепость стояла на пересечении двух важнейших торговых магистралей — Волго-Балтийского и "шелкового" путей. Но не только. Так Русский племенной союз вплотную приблизился к неустойчивым западным границам Хазарского каганата.
СТЕПНЫЕ МОРЕХОДЫ.
В принципе Е.Галкина и С.Беззаконов, достаточно полно характеризуют потерянную в исторических хрониках мощнейшую мировую империю раннего средневековья. Боле того, Донская Русь, Русский каганат, Русская земля того времени была не одним из, а самым мощным государством Европы. Как впрочем и Азии. Свести его могущество лишь к торгово-экономическому процветанию, было бы не совсем верно. Русы вошли в историю и как мощнейшая военно-политическая сила.
Арабский писатель Ат-Табари на основе более ранних источников писал о правителе Дербента Шахриаре, что тот в 644 году заявлял следующее: "Я нахожусь между двумя врагами: один - хазары, а другой - русы, которые суть враги целому миру, в особенности же арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того, чтобы мы платили дань, будем воевать с русами сами и собственным оружием. И будем удерживать их, чтобы они не вышли из своей страны".
Если верить грузинским источникам 11 века и более ранним документам, уже в начале 7 века нашей эры «скифы кои суть русские» со свои каганом, который привлекал и флот славян, атаковали портовые города и крепости Византии. Особенно запомнились по источникам походы 625-626 года. (http://www.russiancity.ru/fbooks/f2.htm).
У ал-Куфи, а вслед за ним и у ал-Белазури же сказано: "Мерван совершил поход на ас-сакалиба, что обитали в земле хазар, и, захватив в плен 20 тыс. семей, поселил их в Хахит». Сака-либа (саки, - самоназвание скифов) это этноним раннесредневековых славян, которые по данным арабских источников обитали вокруг Славянской или Русской реки, т.е. Дона и частично в среднем течении Волги. Ал-Белазури добавляет, что пленных Мерван поселил между Самуром и Шабираном в равнинной части земли лезгин. (http://gumilevica.kulichki.net/NAP/nap0152.htm)
Свидетельства приведённые ал-Белазури, подтверждаются данными археологии, согласно которым в раннем средневековье на территории Дагестана, вспыхивает необычайно яркий рассвет поселений салтово-маяцкой культуры Дона и Донца. Вплоть до XIV века, там практически в чистом виде существовали поселения руссов.
Дальнейший ход событий свидетельствует о многократных вторжениях руссов в арабские и византийские пределы, причём на ведущую роль постепенно вышла «морская пехота», потомков донских герулов. По сути степная империя Русского каганата, породившая былины об отважном и могучем «атамане, да старом казаке», Илье Муромце, породила самый могучий флот того времени, который господствовал не только на Чёрном и Каспийском морях, но и совершал походы в Средиземное море.
Рассуждая о кампании Константина V против булгар (773 г.), Феофан говорит, что сначала Константин направил против булгар свой основной флот, состоявший из двух сотен кораблей (chelandia), а затем сам вышел в море со своей особой флотилией "русских кораблей" (rousiacelandia). (Г.В. Вернадский. Древняя Русь. VII. Скандинавы и русский каганат)
Базировался этот флот на так называемом острове Руссов, отличительной особенностью которого были обширные плавни, которые в точности соответствуют состоянию большого Аксайского острова обрамлённого реками Аксаем и Дон. Правда большинство специалистов склонны считать, что остров руссов располагался в устье Кубани, что очень хорошо согласуется с постоянными набегами на города и крепости Черноморского бассейна, но стоит несколько в стороне от Каспия. Хотя на Каспии русские флотилии действовали не менее активно.
Есть у острова Русов и ещё одна удивительная загадка. Мне, по крайней мере дважды приходилось сталкиваться с отголосками преданий, о том, что остров Русов, если под ним понимать Аксайский остров, это и есть прообраз былинной Русской земли. А если к этому добавить тот факт, что Аксай – Аракс – Оар(ос), имеет самое непосредственное отношение к происхождению топонима, гидронима и этнонима рос-рус, то как кажется должны отпасть последние сомнения относительно этого, столь смелого предположения. Хотя реальность вполне может оказаться несколько другой, в зависимости от возможных трактовок причинно-следственных связей.
Что же касается острова руссов арабских авторов, то под ним по нашему мнению следует понимать междуречье Дона и Аксая, как наиболее благоприятная местность для дислокации, кораблей и организации морских походов, что красноречиво подтверждает история российского казачества. К тому же размеры этого острова в точности соответствуют данным арабских источников. Что касается Аксополя, который в то время именовался просто Акас, то в новых условиях, когда он оказался на периферии, Русской государственности, блеск его немного погас. К тому же он испытывал постоянное давление, как со стороны степняков Приазовья, так и со стороны арабов, которые по некоторым данным дважды разоряли Акас, в том числе и войском Мервана.
Была у Акаса и ещё одна особенность, которая отделяла его от каганата. Всё дело в том, что по данным археологии, он в весьма значительной части был заселён христианами, в то время как в сотнях других городов каганата, исповедовали древний культ Солнца. Не исключено, что между жителями Акаса и Русским каганатом были и более глубокие противоречия. Во всяком случае, в VIII в., находясь на пике своего могущества, каганат реализует свой самый амбициозный проект по строительству огромной крепости, по размерам вдвое превышающей знаменитый хазарский Саркел. А строится эта крепость, отнюдь не в устье реки Аксай, а недалеко от её истоков, почти в 100 километрах от дельты. Видно, что кто-то или что-то сдерживало скорость продвижения каганата к Азовскому морю. А может быть, эта крепость была лишь первой очередью проекта по выходу к морским берегам? Во всяком случае утвердительно ответить на этот вопрос в настоящее время не представляется возможным.
С большой долей уверенности, можно говорить лишь о том, что былинная Русская земля, это территория Подонья, а её легендарный защитник Илья Муромец и вправду является атаманом и старым (старинным) казаком. Что же касается Владимира – красно солнышко, то он был каганом былинной Русской земли. И только через сто лет титул кагана (кай-хана, по скифски кай – царский, великий, хан-кан – владыка, князь) примет Владимир Святославович, как впрочем и некоторые другие Рюриковичи.
Митрополит Иларион в своих трактатах «Слово о законе и благодати» и «Исповедание веры» (1040-е годы) называет каганом Владимира («великий каган нашей земли») и его сына Ярослава Мудрого («благоверному кагану Ярославу»). Короткая надпись на стене собора Св. Софии Киевской: «Спаси, Господи, кагана нашего». Полагают, что речь идёт о сыне Ярослава Мудрого — Святославе Ярославиче, княжившем в Киеве в 1073—1076 гг. Автор «Слова о полку Игореве» (конец XII в.) называет каганом тмутороканского князя Олега Святославича.
Как кажется, единственным объяснением того, что великие киевские князья именовали себя каганами, может быть их преемственность от каганов Русской земли VI-IX веков. Существует версия, что эта преемственность идёт от Вещего Олега, который был непосредственным представителем элиты Русского каганата, откуда и берёт свои истоки его желание отомстить «неразумным хазарам». Неразумным потому, что они стали участниками самого чудовищного заговора, воплотившегося в самую чудовищную трагедию раннего средневековья. Трагедию поименованную «гибелью Русской земли».
(по материалам неизданной книги "Были и мифы Донской старины")
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.
Пожалуйста, авторизуйтесьили зарегистрируйтесь для голосования.
Пожалуйста, авторизуйтесьили зарегистрируйтесь для голосования.
Нет данных для оценки.