Статьи
Легенда о Гардарике.
- Печать
- 18 Apr 2011
- Казачество
- 6117 Прочтений
- 0 Комментариев
ЛЕГЕНДА О ГАРДАРИКЕ.
Былины и сказания о Русской земле самым тесным образом связаны с другой не менее знаменитой легендой о стране Гардарике. Так в скандинавских странах было принято называть Русскую землю.
Гардарика (исл. Garðaríka или Garðavelda, швед. Gårdarike) — древнее скандинавское название Древнерусского государства, известного викингам в средние века. Термин исходно без значительных оснований переводился как «страна городов», подразумевая Новгородскую землю. С середины XX века в западной исторической науке сформировалось мнение, что топоним означал цепочку древнескандинавских крепостей от Любицы и Ладоги вдоль реки Волхов.
Слово сформировано по модели X+ríki (государство, страна), служившей для обозначения государства. В основе топонима лежит корень garđ- (родственный индоевропейскому gard-), имеющий значение 1) «ограда, забор, укрепление», 2) «двор, огороженное пространство», 3) «двор, владение, хутор (в Исландии), дом (в Норвегии)» . Здесь «город» в смысле «крепость, укрепление». Родство скандинавского «гард» и древнерусского «городъ, градъ» сыграло немаловажную роль в формировании топонима Гардарики.
Топоним Гардарика впервые встречается в географическом сочинении последней четверти XII в. Также он нашёл отражение в сводах королевских саг записи первой трети XIII в. По мнению Ф. А. Брауна, форма Garðaríki является творением исландцев, записывавших саги (начиная с конца XII в.). До этого времени (в X—XII вв.) на всем Скандинавском полуострове для обозначения Руси использовалась форма Garđar. Так Русь представлена в скальд.
Если судить по приведённым выше энциклопедическим трактовкам понятия Гардарика, то мы имеем дело с весьма лестным эпитетом древней Руси, который был дарован ей скандинавскими викингами. А если учесть тот факт, что в Западной Европе весьма трудно отыскать более-менее значимый город, который бы не подвергся нападению викингов, то данный эпитет приобретает совершенно фантастическую окраску. Оказывается, что для этих «морских королей», хорошо известных от Португалии до Византии, только одно государство могло именоваться страной городов, как будто все остальные были странами деревень и сёл.
Пытаясь хоть как-то объяснить этот пассаж, многие исследователи слепо декларируют, что «В древней Киевской Руси было очень много городов. Именно поэтому западноевропейские летописи называют её Гардарикой, или страной городов. В дошедших до нас письменных источниках IX-X веков упоминают, по крайней мере, 24 русских города, но учёные считают, что их было значительно больше». (newciv.relarn.ru/work/2-09/All of all/str_18.htm)
Конечно, 24 города для средневековой Европы цифра не маленькая, но если её экстраполировать на просторы Русской равнины, то она неминуемо превратится в насмешку, над реальной действительностью. Назвать Киевскую Русь страной городов, это значит не знать о ней ничего конкретного. Однако о викингах этого не скажешь. На протяжении всей своей истории, они были самой больной «язвой» для всех народов ойкумены, за исключением Руси. Более того, многими своими военно-политическими успехами Древняя Русь, прямо или косвенно была обязана викингам и варягам, которые издревле, состояли на службе в княжеских дружинах. Более того, они свято дорожили своей русской родословной, которая уходила в незапамятные времена к берегам Дона-батюшки. И быть может по этой причине, они всегда были самыми верными помощниками в сохранении мира и спокойствия на этой святой земле Богов.
Как бы там не было, но имя Гардарика в отношении Руси, применялось викингами, отнюдь не из-за обилия больших и малых городов подвластных Киеву, а по несколько иным причинам. Для того, чтобы разобраться с ними, нам нужно вернуться во времена Русского каганата, когда к началу IX века, берега Дона и Донца, буквально были усеяны величественными белокаменными замками. Ни одна страна мира не знала в те времена такого строительного бума, когда за сравнительно короткий период было бы возведено такое огромное количество крепостей, городов и замков, на строительство каждого из которых расходовались десятки тысяч кубометров строительных материалов. И всё это на фоне безудержного развития производственных отношений на базе самых высоких технологий того времени, среди которых следует выделить не только уникальнейшие технологии гончарного производства, но главным образом достижения в области металлургии. По легенде, знаменитые дамасские мечи, на самом деле производились в многочисленных металлургических центрах Русской земли. Во всяком случае, в Дамаске секрет их производства никто толком не знал, а вот при раскопках донских городов, очень часто находят заготовки для их производства. Иногда в огромных количествах.
Не менее впечатляюще выглядят успехи в области сельского хозяйства, где особо следует выделить такую отрасль как виноградарство. Всё это наряду с активной торговлей и военной мощью, способствовало тому, что донские росы имели не только шёлковую одежду недоступную для очень зажиточных людей других государств, но и престижное жильё, зачастую из обожженного кирпича и под черепичными крышами. На Кобяковском городище фрагменты этих жилищ можно было наблюдать ещё в начале ХХ века. Что же касается крепостей и замков, то они как правило возводились из белоснежных меловых блоков, реже из известняка, песчаника, сырцового и обожжённого кирпича. Высота крепостных стен, иногда превышала 10 метров, а высота башен 15. Постоянное совершенствование технологий строительства, привело к появлению настоящих шедевров фортификационного искусства, каковым является знаменитый Правобережный Цимлянский замок.
Правобережная Цимлянская крепость. Реконструкция на основе раскопок и плана 1743 г.
Акварель Олега Фёдорова.
Из каменных блоков которого впоследствии отстраивался Старочеркасск. Однако верхом строительных амбиций следует считать, таинственную Семикаракорскую крепость.
«В трудах по археологии Семикаракорская крепость упоминалась редко из-за неизвестно откуда взявшегося мнения о полном уничтожении её при распашке уже в XX веке. Что же касается историков, в том числе зарубежных, то они вообще не упоминают её в своих многочисленных реконструкциях истории каганата. Возможно, что большинство из них просто не знали и не знают о её существовании.
Раскопки 1971-1974 годов, начатые с большим риском не найти ничего, кроме жалких развалин, привели к открытию едва ли не самой лучшей по сохранности крепости каганата в степной зоне. Построенная по системе «квадрат в квадрате», она состояла из собственно крепости размером 215 х 200 м и расположенной внутри цитадели 85 х 80 м. Но удивили не столько размеры, сколько строительный материал: сырцовый кирпич, причём чрезвычайно высокого качества. Специфичен его формат: 25 х 25 х 5 см. Крепостные стены сохранились на высоту до метра, а донжон, встроенный в одну из стен, - до двух метров (!). При толщине стен около 2 м, их высота могла достигать 5-6 м. Первоначально предполагалось, что внутри крепости следует также ожидать построек из сырцового кирпича, но по мере продолжения работ выяснилось, что там находится сплошной массив руинированных зданий из обожжённого кирпича. Именно потому возникло предположение, что крепость предназначалась для каганов: ведь только у них была привилегия жить в кирпичных зданиях, о чём писали средневековые историографы.
Крепость и цитадель с общей протяженностью шестиметровых стен почти в километр – это и есть «визитная карточка» каганата, которому по силам и по средствам было строительство такого размаха. Можно посчитать объём выполненных работ. На стены крепости и цитадели ушло не менее 2 млн. штук сырцового кирпича (по другим подсчётам не менее 3,5 млн. шт. – А.Л.). Кроме того, минимум несколько десятков (с учётом панциря стен, несколько сотен тыс. шт. – А.Л.) тысяч кирпичей были обожжены для строительства зданий внутри цитадели. Одним из самых трудоёмких процессов была копка глины для кирпичей и подвоз песка. Суммарный объём стен крепости составлял около 9 тыс. кубометров. Прибавив башню на северной стене, донжон, привратные сооружения и вероятные потери при транспортировке и в ходе производства, мы получим около 10 (20!, - А.Л.) тыс. кубометров готового кирпича вместе со связующим раствором. Именно такой массив глины и песка должен был добыт, доставлен и переработан. А ведь к этому надо добавить доставку сотен тонн воды для раствора. Большой проблемой было уберечь заготовленные кирпичи от дождя, для чего, вероятнее всего, использовали камышовые покрытия. Прибавим заготовку камыша. Прибавим содержание лошадей и быков, необходимых для замеса раствора. В процессе самой сушки кирпичи необходимо было неоднократно переворачивать для равномерного испарения влаги, чтобы избежать деформации и появления трещин. Наконец для обжига требовалось сооружение печей, заготовка топлива. Итак, в условиях донского климата, когда зимние морозы не позволяли вести формовку кирпича, на всю эту работу потребовалось не менее двух лет.
На этом примере видно, что сооружение крепости требует не только производственных навыков, но, что не менее важно, умения организовывать всё дело. Соответственно, должно воспринимать крепость не только как археологический памятник фортификации, но памятник строительного дела. Может быть, преимущественно в последнем качестве.
Раскопки Семикаракорской завершились в 1974 г. и с тех пор не возобновляются, а раскопанное было укрыто землёю, проще говоря, закопано. Причина та же, что и на Маяцкой. Продолжать раскопки Семкаракорской крепости, не проведя консервацию, - значит утратить её. Стены, оставленные под открытым небом, быстро разрушатся. Для разработки методов консервации сырцовых кирпичей требуются длительные и дорогостоящие эксперименты. Но и законсервированные стены должны быть укрыты в павильонах. О том, что государство будет финансировать эти работы, не стоит даже думать.
К большому счастью, сегодня сама крепость и окружающая её территория пока не пробудили аппетит потенциальных землевладельцев. Однако обольщаться не стоит, так как это благоденствие может окончиться в любой момент: ведь на уникальный памятник даже нет Охранного обязательства». (Флёров)
Из всего приведённого выше, можно заключить, что в раннем средневековье на берегах Дона и Донца, располагалась, самая что ни на есть страна городов – Гардарика. Вернее будет сказать страна крепостей и замков, как то следует из дословного перевода этого скандинавского термина. Остаётся только засвидетельствовать наше предположение письменными источниками. В качестве первого свидетеля привлечём Книгу Велеса, в которой говорится о том, что Русколань располагала 300 городов сильных. Примерно такое же количество, основанных на данных археологии, приведено и в книге Е. Галкиной, «Тайны Русского каганата». Однако данная цифра не является предельной. Совершенно фантастические результаты даёт нам, так называемый «Баварский географ».
Баварский Географ (или Восточнофранкская таблица племён) — список народов и племён, преимущественно славянского происхождения, населявших в IX веке области восточнее Франкского государства.
Документ на двух листах был обнаружен в 1722 году в Баварской государственной библиотеке (Мюнхен), где и хранится в настоящее время. Это приписка в конце рукописи, содержащей трактат о геометрии Боэция. Баварский герцог приобрёл его в 1571 году вместе с архивом антиквара Германа Шеделя (1410—1485). В научный оборот его ввёл французский посол в Мюнхене граф дю Бюа, опубликовавший в середине XVIII века перевод памятника на французский язык. Название «Баварский Географ» дал документу польский писатель и учёный Ян Потоцкий в 1796. Это название связано с местом находки; по происхождению памятник, скорее всего, связан не с Баварией, а со Швабией (см. ниже). В российской историографии «Баварский географ» был впервые использован Н. М. Карамзиным (по переводу дю Бюа).
Особенность этого географического трактата такова, что близлежащие к автору народы и государства имеют максимум несколько десятков городов.
(список взят у Петра Золина)
(3) Линоны (Linaa) – народ, который имеет 7 городов.
(4-6) Неподалеку от них сидят те, которые зовутся бетеничи (Bethenici), смельдинги (Smeldingon) и моричане (Morizani), которые имеют 11 городов.
(7) Рядом с ними сидят те, которые зовутся гефельды (Hehfeldi, гевеллеры; гаволяне) и которые имеют 8 городов.
(8) Рядом с ними лежит область, которая зовётся Сорбы (Surbi); в области многочисленный народ, имеющий 50 городов.
(9) Рядом с ними – те, которые зовутся таламинцы (Talaminzi, долемницы; доленчане) и которые имеют 13 городов.
(10) Бегеймары (Beheimare, богемцы - чехи), у которых 15 городов.
(11) Марарии (Marharii, моравы) имеют 40 городов.
(12) Вулгарии (Uulgarii, болгары, венгры ?) – огромная область и многочисленный народ – имеют всего 5 городов, так как большинство народа проживает вне их, а следовательно не имеет надобности в городах.
(13) Есть народ, который зовётся мереханы (Merehanos); у него – 30 городов. Указывают напротив болгар, на другом берегу Дуная.
Однако по мере продвижения на восток, порядок цифр постоянно растёт, и уже после Днестра приобретает просто немыслимые размеры.
(18)Глопяне (Glopeani), у которых 400 или чуть более городов.
(19) Журяне (Zuireani) имеют 325 городов.
(20) Бужане (Busani) имеют 231 город.
(21) Ситтичи (Sittici) – область, в которой народу и укреплённых городов без счёта.
(22) Стадичи (Stadici), в которой 516 городов и народу без счёта.
(23) Себбироси (Sebbirozi) имеют 90 городов.
(24) Унлицы (Unlizi, уличи ?) – многочисленный народ, 418 городов.
(25) Неруяне (Neriuani) имеют 78 городов.
(26) Аттороси (Attorozi) имеют 148 городов, народ наиболее необузданный.
(27) Эптарадичи (Eptaradici) имеют 243 города.
(28) Увилеросии (Uuilerozii) имеют 180 городов.
(29) Заброси (Zabrozi) имеют 212 городов.
(30) Знеталичи (Znetalici) имеют 74 города.
(31) Атурезане (Aturezani) имеют 104 города.
(32) Хозироси (Chozirozi) имеют 250 городов.
(33) Лендичи (Lendizi) имеют 98 городов.
(34) Тафнечи (Thafnezi) имеют 257 городов.
(35) Зеруяне (Zeriuani), у которых одних есть королевство и от которых все племена славян, как они утверждают, происходят и ведут свой род (вероятнее всего, северяне: П. З.).
«Чего наш любимый официоз не любит, так это упоминание десятков и сотен раннесредневековых городов (понятно – городищ с округой селений, погостов) у славянских народов в середине 9 века. Да еще на землях округи Руси…
Отношения между этими локальными образованиями были явно процессом внутренней дипломатии народов в период, когда по мере христианизации Великая Скифия превращалась в Великую Русь. Да и вот история многих средневековых городов Руси, происходивших нередко от раннесредневековых и античных городищ, отмечена источником достаточно объективно. Поэтому источник долгое время особого внимания и не привлекал. Тысячи городов на Руси и в округе к середине 9 века. Подумать только ?!» (Пётр Золин)
Подумать можно. Поверить сложно. Однако как мы уже не раз убеждались, любой миф несёт в себе хотя бы крупицу реального положения дел. А они таковы, что несмотря на фантастическое число городов располагавшихся и прилегавших к Русскому каганату (дословно Русской империи), не вызывает сомнения их значительное превосходство по отношению к странам Западной Европы. По сути дела мы имеем перед собой прямое письменное свидетельство, о том, что конкретно подразумевали жители Западной Европы когда именовали Русь страной городов (крепостей и замков).
Русколань…
Напомним, что «Баварский географ» описывает события имевшие место задолго до Киевской Руси с её 24 городами. Кроме этого, особо стоит отметить тот факт, что в этнонимах народов Гардарики очень часто встречается корень rozi (росы), что напрямую свидетельствует о том, что мы имеем дело с Русской землёй. Наряду с этим обращает на себя внимание, замечание о том, что «Zeriuani (северяне), у которых одних есть королевство и от которых все племена славян, как они утверждают, происходят и ведут свой род», полностью подтверждает наше предположение, что изначально политический центр Русской земли находился в земле северян, откуда Донец и стал называться Северским, и где мы наблюдаем наибольшее скопление городов и поселений салтово-маяцкой археологической культуры, соответствующей Русскому каганату и былинной Русской земле.
Как кажется нам удалось раскрыть тайну легендарной Гардарики, мифы и предания о которой на самом деле оказались весьма близки к реальной действительности, имевшей место в раннем средневековье, на территории Русской земли.
ЛЕГЕНДА О РЮРИКЕ.
Легенды, мифы, были и предания, какими разными они бывают. Каким немыслимым образом преломляются в них время и пространство. Как неузнаваемо меняются характеры и судьбы прототипов мифических героев. Как неуловимы намёки. Как фантастично иносказание. В какой гордиев узел завязывается внешне простенький сюжет.
Много лет назад, довелось мне услышать не миф, не легенду, а что-то вроде присказки, о том, что «князь Рюрик де был из донских казаков» и подобно Стеньке Разину буянил на море Чёрном, да на море Каспийском, пока не был приглашён на Новгородский стол.
Впрочем присказок подобных этой можно привести великое множество. Вот только найти в них крупицу истины не представляется возможным. Ведь речь в них идёт не о мифических персонажах, а о исторических личностях, чья судьба довольно таки хорошо отображена в письменных источниках. И хотя многие российские историки, всеми силами стремятся представить Рюрика полумифическим героем, на самом деле он абсолютно реальный человек, о котором сохранилось письменных свидетельств ничуть не меньше чем о его потомках.
Если обобщить и усреднить все имеющиеся данные, то в лице Рюрика мы получим выдающегося представителя народа ободритов, к числу которых принадлежали легендарные «славянские морские разбойники», из племени вагров, варягов русских летописей. Государство западных ободритов в раннем средневековье носило название Вандалия или Словения. И тот и другой топоним восходят к Ильменским словенам, которые, примерно в VI-VII веке н.э. заселили балтийское побережье между Эльбой (Лабой) и Рейном. То что это было так, а никак иначе, красноречиво свидельствуют данные археологии, которая не видит принципиального различия в материальных культурах словен и ободритов (Мекленбурга и Новгорода).
Однако в VIII-IX в.в. земли Словении, стали подвергаться всё нарастающему давлению со стороны государства франков. В первой половине IX века это давление закончилось оккупацией значительной части Словении, в том числе и родовых имений семьи Рюрика, что и предопределило его дальнейшую судьбу, как одного из самых выдающихся представителей «славянских морских разбойников», вагров-варягов.
К моменту его призвания на княжение в земли Словении Ильменской, он уже был одной из самых известных личностей Западной Европы, снискавший себе славу в великих победах на территории, Германии, Дании, Англии, Франции, Португалии, Испании и т.д. его несокрушимые флотилии видели жители Гамбурга и Хёдебю, Парижа и Орлеана, Лондона и Лиссабона, Севильи и Ла-Коруньи. Всё это, однозначно свидетельствует о том, что присказка о том, что Рюрик был донским казаком, родилась скуки ради. Хотя..?! Это как посмотреть.
Лев Толстой, говорил, что казаки создали Россию, вкладывая в эти слова лишь зримую часть Российской истории. Но если мы оценим ту часть которая пока что скрыта от нас, то это высказывание станет пророческим. А коль так, то мы имеем реальную перспективу в поисках нитей связывающих Рюрика с Доном и казачеством.
Во-первых, хочется вернуться к древнерусским летописям и сказаниям в которых отчётливо прослеживается процесс движения древних предков славян, от берегов Дона и Чёрного моря на север в земли Ильменьские, под предводительством Словена и Руса. В дальнейшем один из потомков Словена, по имени Вандал покорил все западные страны, и поставил там править своих подданных. Исследуя этот вектор развития миграционных процессов в первых веках нашей эры нетрудно убедиться в том, что берега Балтики были заселены выходцами из южнорусских степей, что и нашло своё непосредственное отображение в Скандинавских сагах. Что касается вагров и викингов, то они являясь по сути военным сословием своих народов, максимально сближаются с казаками не только по происхождению, но и по социальному статусу и поведению. Недаром же Г.Вернадский утверждал, что движение викингов (морских королей), а вместе с ними и вагров (славянских морских разбойников), зародилось на Дону, что указывает на прямую генетическую связь, казаков и вагров. А если это так, то Рюрика, с некоторыми оговорками, вполне можно причислить к казачьему роду. Любопытно, что внешность его внука в точности соответствовала внешности сечевых казаков.
Во-вторых, и это очень важно, вагры Рюрика пришли в словенские земли, под именем русь, что автоматически ставило знак тождества между ними и обитателями Русской земли в Подонье. Принадлежность к руси обеспечивала легитимность правления Рюрика и законность его притязаний не только на Ладогу, но и на Киев, которому после погибели Русской земли перешло звание «матери городов Русских».
В-третьих, мы видим весьма доверительные отношения между Рюриком и Вещим Олегом, который символизировал собой остатки элиты Русского каганата. Эти отношения были настолько близкими, что Рюрик спокойно мог на несколько лет покидать Новгород и уезжать в ободритский Старгород, для урегулировагния спорных вопросов в своих западных владениях. При этом доверяя Олегу, ещё и воспитание своего сына.
В-четвёртых, мы знаем о том, что у Рюрика были прямые родственные связи со Словенской элитой, к числу которой принадлежал его дед Гостомысл. В этой связи любопытно исследование В. Вареника, который убедительно показал на наличие прочных этнических и культурных связей между новгородцами и донскими казаками.
В-пятых, в арабской традиции, в частности у ал-Хараки, в его книге «Предел постижения относительно разделения небесных сфер», Меотида называется Варяжским морем. У других авторов, в частности у ал-Масуди, встречаются отождествления варяжского моря – Балтики, с Меотидой, что самым красноречивым образом свидетельствует о наличии прочных связей между Меотидой и Балтикой.
Мы могли бы ещё долго перечислять нити связывавшие Рюрика с Доном и казаками, вплоть до легенд, о его родословной от Римских цезарей, к числу которых принадлежал донской казачий атаман Одоакр, и о родстве с литвой (литванами), которые были выходцами с донских берегов, и на протяжении многих столетий хранили имя русь, а их князья задолго до московских именовались князьями «всея Руси». Но как кажется и без того ясно, что назвав Рюрика казаком, мы немногим прегрешим перед истиной. А может быть и не прегрешим, а назовём реалии того времени их настоящими именами. Единственное, чего мы по все видимости сделать не сможем, так это, привязать дела и подвиги Рюрика к донским берегам. Хотя и в этом направлении есть, некоторые зацепки.
(по материалам неизданной книги "Были и мифы Донской старины")
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.
Пожалуйста, авторизуйтесьили зарегистрируйтесь для голосования.
Пожалуйста, авторизуйтесьили зарегистрируйтесь для голосования.
Нет данных для оценки.