Исторический портал
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Сейчас на сайте
» Гостей: 1

» Пользователей: 0

» Всего пользователей: 74,696
» Новый пользователь: draconiancrook9
Статьи
Донской след в биографии Рюрика.
ДОНСКОЙ СЛЕД В БИОГРАФИИ РЮРИКА.


В среде ответственных и честных учёных не вызывают каких-либо серьёзных возражений, заявления о том, что с Доном, так или иначе, но связана история большинства современных государств Европы и Азии. Уроженцы донской земли, и их потомки, в разные исторические периоды, стояли у истоков древнейших цивилизаций, раскинувшихся на пространстве от Британии до Китая, и от Швеции до Египта. Само собой разумеющиеся, что при таком стечении обстоятельств, они должны были бы принять самое деятельное участие в процессе государственного строительства на территории современной России. Однако официальная историческая наука, не располагает примерами такого рода. Напротив, все её усилия направлены на разработку теорий внешней экспансии, со стороны абсолютно мифических, восточных и западных цивилизаторов. Не является исключением из этих правил и легендарный основатель средневековой династии Великих русских князей, Рюрик Годославович.

ВАРЯГ ИЗ РОДА РУСОВ.

Многочисленные составители учебников и учебных пособий, по которым в России изучают древнюю историю, без каких-либо оснований, голословно причисляют Рюрика к скандинавскому роду племени. Более того, нигде не приводится биография этого величайшего государственного деятеля. А что ещё более странно, образ его нивелируется до полу мифологического уровня, когда в восприятии неподготовленного читателя, полностью стираются границы, между реальностью и вымыслом.
Тем не менее, Рюрик, вполне конкретная историческая личность, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Западноевропейские хронисты были хорошо знакомы с деяниями этого легендарного правителя Полабской Руси, под знамёнами которого сплотились многочисленные славянские племена населявшие междуречье Рейна и Эльбы. Среди народов подвластных Рюрику оказалось и знаменитое славянское племя вагров (варягов) за которыми в раннем средневековье прочно закрепилось прозвище «славянских морских разбойников». Однако во времена правления Рюрика, их чаще всего называли варягами – русь, подчёркивая тем самым их близкое родство с руссами и россами Восточной Европы.
Помимо этого, европейские историки были хорошо осведомлены относительно генеалогического древа, великого русского князя, хотя им достаточно откровенно не нравились его Ильменьские и Донские корни.

ВСЕ ПУТИ ВЕДУТ НА ДОН.

Не хуже европейцев знали биографию Рюрика и древние русские летописцы. И не случайно в древних летописях он именуется сыном Умилы, средней дочери легендарного словенского князя, Гостомысла. Самого же Гостомысла древнерусские летописцы выводили от патриарха Словена. В свою очередь из «Книги Велеса», «Сказания о Словене и Русе» и многих других древнерусских летописей, мы знаем, что родиной Словена было Приазовье, а ещё точнее берега Дона.
Отсюда же, с берегов Дона, был родом и патриарх Рус, от которого некоторые неформальные исследователи пытаются вывести родословную отца Рюрика, Годослава. К Дону ведут корни генеалогического древа легендарных славянских князей, Вандала и Гуннигора, которых так же прочат в предки Рюрика по мужской линии. Большинство же западноевропейских учёных пытаются привязать Годослава к знаменитой династии Инглингов. Но Инглинги, в каких бы странах они не правили, всегда помнили о своём донском происхождении. Не мог быть исключением и Годослав. А коль так, то легендарный князь варягов – русь, Рюрик, которого отечественные историки без колебаний выдвигают на роль основателя первого русского государства, не мог не знать о своих донских корнях. Подтверждением этому может служить один весьма примечательный эпизод в его биографии, ускользнувший из поля зрения как российских, так и зарубежных исследователей…
Но обо всём по порядку.

ТЕРНИСТАЯ ДОРОГА К ВЛАСТИ.

Будущий основатель самой знаменитой средневековой династии русских князей родился, на берегах Эльбы в начале 9 века. Уже в детском возрасте он познал горечь потерь и поражений. В роковой войне с датчанами погиб его отец Годослав (по другой версии – Годлав). Тогда же, пали практически все знаменитые и богатые города вагров и полабских русов, в том числе Рёрик и Старгород. Семья несчастного Годослава должна была искать убежище на востоке, в Руси (808 г.).
Вскоре война докатилась и до восточного побережья Балтики. Однако в решающей битве, как то описано в «Саге о конунге Рорике и его потомках», войска словен разгромили скандинавов, вернув себе контроль над акваторией Варяжского (Балтийского) моря. Чтобы закрепить достигнутые успехи, словенский князь Гостомысл, по согласованию с франкским императором Людовиком Благочестивым, садит княжить в освобождённой Вагрии, своего, к тому времени уже повзрослевшего внука, Рюрика (826 г.). Но юный князь, не смог закрепиться на этом шатком троне. А после катастрофических неудач Гостомысла в войне с Бьярмией, и вовсе, был свергнут с него (830 г.). Людовик, как истинный западный «цивилизатор», не мог позволить себе уважать интересы ослабевших союзников, а потому, воспользовавшись благоприятным стечением обстоятельств, присоединил Вагрию и западную часть Полабской Руси к своим владениям.
Что же касается Рюрика, то он вновь оказался в изгнании. Вернее он стал пресловутым «славянским морским разбойником». Или попросту, варягом – русь. С завидным упорством он пытается мстить империи за своё унижение. Уже в 834 году, варяги разорили множество франкских городов расположенных по Рейну, в том числе и бывший стольный город своего князя, Дорестад. Затем огнём и мечом они прошли по Руану, Гаронне, Квентовику. Не устоял перед варягами и достославный Париж. Но все эти «морские» победы не могли обеспечить Рюрику власть на суше. Учитывая сложное положение в словенских землях, он уже не мог рассчитывать на поддержку своего деда, а потому родные края могли показаться ему, утраченными навсегда.
Но Рюрик был не из тех кто отступает перед трудностями. С присущим ему упорством он ищет возможность вернуть себе утраченное положение. И тут, по всей видимости, у него созрел план обратиться за помощью и поддержкой к правителю Русской земли (Донской Руси).

ДОНСКАЯ РУСЬ.

Столь неожиданный выбор был, в высшей степени, оправдан. В начале 9 века Донская Русь была могущественнейшим государством Европы и Азии, грозным соперником Византии и Рима. В то время по Дону пролегали: Великий шёлковый путь, Великий нефритовый путь, Янтарный путь и путь из варяг в греки, т.е. из Вагрии в Византию. Русские (донские) купцы успешно торговали на рынках Багдада и Дамаска, Амастриды и Константинополя, Ладоги и Волина. На берегах Дона были построены сотни белокаменных городов и замков. Русский хакан (Великий князь) собирал козарскую дань не только на Днепре, но и на Волге. Арабские историки, указывали на то, что донские росы, весьма успешно воевали с итильскими хазарами и всегда побеждали их.
Тем не менее, успехи донцов на суше, меркнут в сравнении с их великими подвигами на море. Военный флот Русского хакана, держал в постоянном страхе не только прибрежные города Русского (Чёрного) и Каспийского морей. Историкам хорошо известен беспримерный морской поход росов на Афины, предпринятый ими в 813 году.
Однако больше всего страдала от нашествий росов Византийская империя. Начиная с 582 года, они систематически разоряли приморские города ромеев. В одном из манускриптов Тифлиского Сионского собора, сообщается о том, что уже в 602 году во время нападения на империю, росы захватили в плен 12000 греков, а затем продали их по 1 драхме за человека. В 622 и 626 годах войска Русского хакана вновь появляются у стен византийской столицы, и только крупные суммы денег, выплаченные «свирепым» росам, смогли спасти от разрушения Константинополь. Наибольший же урон Византии, нанесли донские флотилии во время войны 820-837 года, когда пала Амастрида, а «зверские нравами и бесчеловечные делами» росы два года безнаказанно грабили города и сёла империи.
Естественным финалом этой войны, стало заключение «Договора любви», между Русским хаканом и Византийским императором, для подписания которого, в 838 году в Константинополь отбыло русское посольство.

ПОСЛЫ НАРОДА РОС.

Официальные российские историки ультимативно не желают признать факт существования Донской Руси. По их «глубоко научному» мнению, первое русское государство не могло возникнуть на берегах Дона, ибо это в корне противоречит западноевропейской версии Русской истории. Они не соглашаются с тем, что в раннем средневековье Чёрное море называлось Русским морем, а Дон именовался Русской рекой, оттого, что на их берегах проживали росы. Они не могут допустить, чтобы у истоков русской государственности стоял кто-нибудь ещё, кроме мифического скандинава Рюрика, не подозревая о том, что настоящий Рюрик был славянином и своей славой был обязан прежде всего Русскому хакану. Тому самому хакану, который в 838 году направил своих послов к Византийскому императору, Феофилу.
Выдвинуть такое предположение нам позволяет то обстоятельство, что кроме подписания «Договора о любви» Византийский император обязан был выполнить ещё одно важное условие. Ему предлагалось сопроводить русское посольство ко двору Людовика Благочестивого, вернее в Полабскую Русь, которую тот отнял у Рюрика. Феофил не имел ни сил, ни возможности отказать, а потому в точности исполнил просьбу правителя Донской Руси.
Как указано в «Бертинских аналах», в мае 839 года, в Ингельгейм ко двору франкского императора, прибыло византийское посольство, в составе которого были люди принадлежащие к народу Рос. Феофил, от имени Русского хакана, просил Людовика, чтобы тот оказал необходимую помощь и предоставил русским послам возможность, через его империю безопасно добраться до их родины.

НОВЫЙ ПОХОД ЗА СЛАВОЙ.

При внимательном изучении трудов Пруденция, не возникает сомнений в том, что послы прибывшие в мае 839 года в Ингельгейм, были послами Рюрика. Их великая миссия заключалась в том, чтобы заручиться поддержкой могущественного Русского хакана, в споре Рюрика и Людовика за обладание Вагрией и Полабской Русью.
Как показывает дальнейший ход событий, император Священной Римской империи, не нашёл в себе сил отказать правителю Донской Руси. Он возвратил Рюрику, ранее отнятые земли на берегах Эльбы и Рейна. В то время Людовик Благочестивый не мог себе представить, последствия этого опрометчивого шага. Он недооценил молодого русского князя, который после восшествия на престол, все свои силы направит против империи, которая закачается и окончательно рухнет в 843 году. В том же году варяги –русь, овладеют городами: Нант, Бордо, Тур, Лимузен, Орлеан и другие. Их быстрокрылые ладьи доберутся до Лиссабона, Нокура, Ла-Коруньи и Севильи. Арабский историк аль-Якуби, писал: «В этот город (Севилья) пришли язычники, называемые аль-Рус, захватили, грабили, жгли и убивали»… В 845 году Рюрик разоряет Восточно-Франкское королевство и вторгается в северную Францию. Французский король, Карл Лысый, откупается от варягов 3000 кг серебра… В 850 году Рюрик завоёвывает Англию… В 852 году Швецию… В 857 году Данию. И наконец в 862 году, он по призыву своего деда Гостомысла прибывает в словенские земли, где закладывает Новгород Великий, а его прежняя столица в Полабской Руси получает название Старгород. До самой своей смерти в 879 году Рюрик остаётся во главе как восточных, так и западных своих владений. Другими словами его государство простиралось от Рейна на западе, до Оби на востоке!..
На этом, заканчивается долгий и опасный путь Рюрика к вершине могущества и славы, на самом крутом вираже которого, им было отправлено посольство на Дон, к Русскому хакану, дабы заручиться его поддержкой и участием, в борьбе за самую западную Русскую землю.

ПОЛАБСКИЙ ВАРЯГ ИЛИ ДОНСКОЙ КАЗАК.

В середине прошлого века, известный русский собиратель фольклора Е.В. Барсов, записал удивительное предание, в котором говорилось о том, что князь Рюрик прибыл в словенские земли не с запада, а с юга. Народная память каким-то невероятным образом сохранила эпизод, который может в значительной степени расширить наши знания о жизни и деяниях великого русского варяга. Во всяком случае нам представляется возможность по-новому взглянуть на взаимоотношения Рюрика и Русского хакана, а именно о их личном знакомстве.
Не смотря на полное отсутствие письменных источников, мы можем предположить, что отправка послов в Византию (838 г.), состоялась после очных переговоров князей Донской и Полабской Руси. Мы так же знаем, что корни генеалогического древа Рюрика, как по отцу, так и по матери, находятся на донской земле. Не исключено, что и полабские русы вообще, были близкородственны донским росам. По крайней мере, ещё в начале 9 века, большинство населения устья Лабы (Эльбы) считало себя потомками герулов, первичной родиной которых был нижний Дон. Но герулы, как уже было показано выше, есть никто иные как казаки. Нельзя не обратить, внимание на антропологическую, лингвистическую, социально-экономическую и культурную близость варягов - русь и донских росов. И те, и другие, были прекрасными мореходами, строили однотипные корабли, вели активную жизнь на море и по своему внешнему облику не имели никаких отличий. Своеобразной визитной карточкой варягов и росов, были вислые усы и оселедец, что не может быть случайным совпадением или слепым заимствованием. Учёные давно заметили, что так называемое «движение викингов», вначале зародилось на Дону, и лишь потом проникло на Балтику. Причём в Швеции, собственно викинги, появились не раньше 839 года, т.е. намного позже, чем на Дону или на Лабе.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что с Доном Рюрика связывала не только память о его далёких предках. Он был неотъемлемой частью Донской Руси, причём не только в этническом и экономическом, но и в социально-политическом аспекте. Князь варягов и Русский хакан владели важнейшим торговым путём «из варяг в греки», что не могло не оказать воздействие на их личные взаимоотношения. А посему, вполне логичным может быть предположение о том, что в 837-38 г.г. на берегах Дона состоялась встреча этих двух великих людей. И вполне закономерно, что правитель Донской Руси оказал самую действенную помощь и поддержку молодому варяжскому князю, которую тот запомнил на всю оставшуюся жизнь.
Помнили о милости правителя Донской Руси и потомки Рюрика. В 943 году судьбе было угодно испытать прочность братских уз потомков Русского хакана и Новгородского князя. К чести великих отцов, дети приумножили добытые ими славу и величие, плечом к плечу встав на защиту интересов Киевской и Донской Руси…
Но это совсем другая история!

ПОТОМОК РИМСКОГО КЕСАРЯ.

Наши исследования биографии Рюрика и её связь с Донским регионом, были бы далеко не полными без упоминания ещё нескольких примечательных фактов, среди которых особо следует выделить легенду о его дальних предках, в числе которых были римские кесари. Конечно же, объём данной легенды предполагает вынести её в отдельную главу, а потому ограничимся лишь кратким и выборочным изложением некоторых фактов.
Начать же надо с упоминания первоисточников. Еще в 16 веке «Сказание о князьях владимирских» суммировало одну из версий происхождения власти на Руси: «И в то время некий воевода новгородский именем Гостомысл скончевает свое житие и созва вся владелца Новагорода и рсчс им: «О мужие новгородци, совет даю вам аз, яко да пошлете в Прускую землю мужа мудры, призовите от тамо сущих родов владелца себе». Они же шсдшс в Прускую землю и обрегоша тамо некоего князя именем Рюрика, суща от рода римскаго Августа царя…»
Данная версия происхождения царствующей на Руси династии была весьма популярна во времена средневековья. Иван Грозный с гордостью писал шведскому королю «Мы от Августа кесаря родством ведемся». Популярна была данная версия и в Белой Руси, правящая литовская династия которой вплоть до времён Ивана III, не только владела титулом великих князей Всея Руси, но и вела свою родословную опять же от «Августа кесаря».
В одном из литовских преданий о происхождении первого Колумна повествуется о том, что в 16 году, когда Римским императором был Нерон и когда был подожжён Рим, Публий Либа Полемон, великий князь Гертурский (Этрурский), родственник императора Нерона, бежал из Италии и пришёл в страну Литовскую. С ним были четыре князя: Довспрунг герба Китаврус (Кентавр); Юлиан Урсин герба Медведь, двоюродный брат Публия Полемона по матери; Гектор Гастолер герба Кринтий (Роза); Проспер Цезарин (Искарин или Спримнус) герба Колумн (Колонна).
Бежали они якобы из Венеции, а потом из Флоренции. Всего их было около пятисот человек с женами, детьми и слугами. Вместе с ними находился и какой-то астроном. Плыли они из реки Тивер в Тирренское море на кораблях, спасаясь от преследований. Из Тирренского моря путь их проходил вдоль берегов Франции, Англии и Дании.
Полемон и его сыновья доплыли до устья Немана, а затем по Неману до реки Дубиссы. Здесь они обосновались, построили город Арёгалу, а землю вокруг назвали Жемайтией, то есть Низкой землей. Довспрунг герба Китаврус заложил город Енгрелу в Жмудском княжестве, а Юлиан Урсин - город за рекой Вильной. Где поселился Проспер Колумн, предания не уточняют.
Если мы объединим русские и белорусские легенды, то придём к предположению о том, что далёким предком Рюрика мог быть Полемон, приведший с собой на берега Немана 500 родов римлян. Хотя о римлянах как таковых в данном случае речь вряд ли может идти. Всё дело в том, что в истории Приазовья и Причерноморья хорошо засвидетельствован древний скифский род Полемонидов, восходящий к легендарному Ахемену, основателю персидской правящей династии. Во времена пика могущества донских аорсов, полемониды были одними из основных претендентов на Боспорский престол. Особо следует отметить Полемона I, женатого на родственнице императора Августа, и его внука, Полемона II, так же состоящего в родстве с родом кесаря. По преданию первый Полемон был убит боспорцами в 8 году н.э., а второй проправив несколько лет был отозван в Рим, уступив свой трон Митридату, которому ещё только предстояло искать заступничества у могущественного царя донских аорсов (росов). Который ко всему прочему был самым непосредственным участником процессов Боспорского престолонаследия, предтечи Тьмутараканской Руси.
По одному из вариантов мифа о дальнейшей судьбе этого Полемона (Аполона), следует, что он в сопровождении нескольких сотен охранников набранных среди алан (аорсов-росов), сначала обосновался в окрестностях Венеции, а затем переселился на берега Немана. Именно с приходом туда аорсов Полемона, эта река как и Дон стала именоваться Русской. А в память о донских берегах одно из устьев этой Русской реки стало именоваться Гилеей, в память о донской Гилее. Более того, неманская Гилея дала своё имя многим топонимам и этнонимам Прибалтики, включая земгалов и латгалов.
Есть у данного мифа и несколько другие интерпритации, но все они сходятся к тому, что в начале нашей эры, как о том повествуют многочисленные русские и скандинавские мифы, с берегов Дона в Прибалтику переселились роды асов (алано-росов) и ванов (скифов-славян). Среди последних был знаменитый род лит-ванов, создавший впоследствии знаменитую литовскую княжескую династию. По другим версиям мифов, литваны (литвины – одно из самоназваний белорусов) принадлежали к аланскому роду племени и всегда именовались росами-русами (русины – ещё одно из самоназваний белорусов), отчего те и наследовали титул князей Всея Руси.
О том, что берега Балтики в раннем средневековье заселялись выходцами из Приазовья, красноречиво свидетельствуют многочисленные западноевропейские хроники. Особенно польские. Среди российских первоисточников, помимо летописей необходимо упомянуть книгу под названием «История Скифская», Ивана Лызлова. В этом уникальном историческом документе созданном ещё в допетровскую эпоху, содержатся любопытные сведения о заселении балтийских берегов.
"Половцы же и Печенези, бяше народ военный и мужественный, изшедший от народа Готфов и Цымбров от Цыммерия Босфора названных от них же Гепидов и Литву и Пруссов старых изшедших явно произведе Стрийковский в начале книг своих, еже и Ваповский свидетельствует. Такожде и Бельский в деяниях Казимера перваго Краля Польскаго, на листе 239 сице глаголя; народ Печенегов и Половцев и Ятвижев истинные суть Литва, точию имяху между собою в наречии малую разность, яко Поляки с Россияны: житие имуще над полесие, где ныне Дрогичен. Сие Половцыи Печенези изшедшии оттуду, во времена оныя селения своя, от Полунощи к Востоку наклогняющися над морем Меотским, и понтом Эвксином, такожде около Волги, и около Танаиса, и в Таврике, юже ныне называем Перекопскою ордою, коше коши своя поставляюще." (стр. 20-21).
Данное свидетельство как нельзя лучше согласуется с древнерусскими летописями в которых встречаются упоминания о том, что Рюрик был приглашён из прусов, которые на поверку оказываются никем иным как половцами (казаками), известными в начале нашей эры под этнонимом арсов (росов).
После того, как на берегах Немана, среди местных племён жемайтов и аукшайтов расселились донские росы, этот регион всё чаще, в том числе и в исторических хрониках, стал именоваться Русью, а его окрестности Порусью, т.е. Пруссией. К XIII веку Неманская Русь стала именоваться Чёрной Русью, т.е. принадлежащей великому князю русских земель. Именно в этот период, как раз после монголо-татарского нашествия, он берёт на себя функции очередного собирателя русских земель, под именем Великого княжества Литовского и Жемайтского. А его правители берут себе титул великого князя Всея Руси. Те же территории которые отошли Тевтонскому ордену стали именоваться Пруссией и под этим именем просуществовали до 1945 года. После создания Речи Посполитой, функция собирания русских земель отходит Москве, отчего её князья становятся великими князьями Всея Руси. Быть может именно по этой причине и укоренилась версия о принадлежности Рюриковичей к роду кесаря Августа. Род которого в свою очередь восходил к легендарному троянскому герою Энею, который в свою очередь на страницах «Эниады», принадлежавшей перу замечательного украинского поэта, первого классика новой украинской литературы, Петра Ивановича Котляревского, был назван ни кем-нибудь, а казаком. Вот такая получается история.
Как бы там ни было на самом деле, но мы в очередной раз удостоверились в том, что «нет дыма без огня». И утверждения о том, что князь Рюрик мог иметь в своей родословной не только донских каганов, но и римских кесарей, имеют под собой вполне отчётливую мифологическую основу. Причём весьма близкую к реальности. Стоит только серьёзно углубиться в её изучение. Впрочем, если углубиться всего лишь на немного, то на поверхности появятся удивительнейшие свидетельства того, что на донских берегах следует искать корни, не только древнерусских княжеских династий, но и истоки большинства правящих династий европейских стран…
И не только европейских…
Но это в свою очередь, опять же совсем другая история!

(по материалам книги "Были и мифы Донской старины")
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, авторизуйтесьили зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.