Исторический портал
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Сейчас на сайте
» Гостей: 1

» Пользователей: 0

» Всего пользователей: 74,696
» Новый пользователь: draconiancrook9
Статьи
ФОРМУЛА ПОЗНАНИЯ 2

Тело человека и золотое сечение

Золотая пропорция занимает ведущее место в художественных канонах Леонардо да Винчи и Дюрера, а вслед за ними и у большинства художников начиная с эпохи возрождения. В соответствии с этими канонами золотая пропорция отвечает не только делению тела на две неравные части линией талии. Высота лица (до корней волос) относится к вертикальному расстоянию между дугами бровей и нижней частью подбородка, как расстояние между нижней частью носа и нижней частью подбородка относится к расстоянию между углами губ и нижней частью подбородка. Это отношение равно золотой пропорции.
Хорошо известная в эпоху возрождения эта уникальная пропорция вплоть до середины XIX столетия была почти забыта, и только в ХХ веке вновь была изучена рядом ученых и архитекторов. Особую роль среди них сыграл французский зодчий Ля Корбюзье, создавший так называемый модулятор - систему деления человеческой фигуры на согласованные в золотом сечении отрезки.
Но прежде чем рассмотреть модулятор Корбюзье, обратимся к истокам этой теории. Для чего рассмотрим применение золотого сечения в скульптурах древней Греции. Скульптор и теоретик искусства Поликлет в своем трактате "Канон", разработал и установил законы пропорциональности человеческого тела.
Согласно его исследований, главной точкой золотых пропорций человека является пупок. Вернее будет сказать пуп, как то следует из особенностей трактовки слов в русском языке. Ведь начало и исток не могут быть обозначены словом не имеющим сакрального значения. Так вот пуп делит ось симметрии человека в отношении золотого сечения. По новейшим исследованиям это соотношение в абсолютном большинстве случаев свойственно мужчинам. Что же касается женщин, то у них данная пропорция тяготеет не к золотым, а к несколько трансформированным египетским значениям коэффициентов, в чём как кажется есть определённый смысл, к которому мы ещё вернёмся.
В последующие века, благодаря усилиям множества учёных, правило золотой пропорции превратилось в академический канон. Однако под давлением научной «инквизиции», данное направление было признано ложным со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. Пальму первенства внезапно захватила эволюционная теория, которая отвергала любые закономерности, полностью полагаясь на череду стечения случайных событий. Эволюционистские настроения не обошли и творческих работников. Когда со временем в искусстве началась борьба с академической рутиной, в пылу борьбы «вместе с водой выплеснули и ребенка».
Вновь «открыто» золотое сечение было лишь в середине XIX в. В 1855 г. немецкий исследователь золотого сечения профессор Цейзинг опубликовал свой труд «Эстетические исследования». С Цейзингом произошло именно то, что и должно было неминуемо произойти с исследователем, который рассматривает явление как таковое, без связи с другими явлениями и в отрыве от теории хаоса породившего эволюцию. Он абсолютизировал пропорцию золотого сечения, объявив ее универсальной для всех явлений природы и искусства. Он, не без основания полагал, что золотые пропорции являются основой не только строения живых организмов, но и важнейшим условием их функционирования. Как водится, у Цейзинга были многочисленные ученики и последователи, но были и не менее многочисленные противники, которые вопреки здравому смыслу объявили его учение о пропорциях ложным или в лучшем случае достойным называться теорией «математической эстетики».

Но это не смущало учёного. Цейзинг, будучи верен избранному пути, проделал колоссальную работу. Он измерил около двух тысяч человеческих тел и пришел к выводу, что золотое сечение выражает средний статистический закон. Деление тела точкой пупа – который является наипервейшим и наиважнейшим показателем золотого сечения в структуре человеческого тела. Пропорции мужского тела колеблются в пределах среднего отношения 13 : 8 = 1,625 и несколько ближе подходят к золотому сечению, чем пропорции женского тела, в отношении которого среднее значение пропорции выражается в соотношении 8 : 5 = 1,6. У новорожденного мальчика пропорция составляет отношение 1 : 1, к 13 годам она равна 1,6, а к 21 году равняется мужской. К этому времени пропорции золотого сечения проявляются и в отношении других частей тела – длина плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д.
Греческий скульптор Леохар создал знаменитую статую Аполлона Бельведерского воплотившую представление древних греков о красоте. Если высоту статуи разделить в отношении золотого сечения и то же самое проделать с каждой частью тела, то точки деления придутся на пуп, каленную чашечку, адамово яблоко. Та же закономерность распространяется в отдельности на лицо, руку, кисть.
Справедливость своей теории Цейзинг проверял на греческих статуях. Наиболее подробно он разработал пропорции Аполлона Бельведерского.
Статуя полна спокойной уверенности, гармония линий, уравновешенность частей олицетворяют могущество физической силы. Широкие плечи почти равны высоте туловища, половина высоты тела приходится на лонное сращение, высота головы 8 раз укладывается в высоте тела, а золотой пропорции отвечает положение пупа на теле божества. Постепенно, накопленный опыт обрёл системные очертания.














Оказалось, что все кости человека выдержаны в пропорции золотого сечения. Большинство пропорций различных частей нашего тела составляют число, очень близкое к золотому сечению. Если эти пропорции совпадают с формулой золотого сечения, то внешность или тело человека считается идеально сложенными.
Если принять центром человеческого тела точку пупа, а расстояние между ступней человека и точкой пупа за единицу измерения, то рост человека эквивалентен числу 1.618.
Расстояние от уровня плеча до макушки головы и размера головы равно 1:1.618.
Расстояние от точки пупа до макушки головы и от уровня плеча до макушки головы равно 1:1.618.
Расстояние от точки пупа до коленей и от коленей до ступней равно 1:1.618.
Расстояние от кончика подбородка до кончика верхней губы и от кончика верхней губы до ноздрей равно 1:1.618.
Собственно точное наличие золотой пропорции в лице человека и есть идеал красоты для человеческого взора. А пропорция эта присуща буквально каждой черте человеческого лица.





Расстояние от кончика подбородка до верхней линии бровей и от верхней линии бровей до макушки равно 1:1.618. Расстояние от кончика подбородка до верхней линии бровей и от верхней линии бровей до макушки равно 1:1.618. Высота лица / ширина лица. Центральная точка соединения губ до основания носа / длина носа. Высота лица / расстояние от кончика подбородка до центральной точки соединения губ. Ширина рта / ширина носа. Ширина носа / расстояние между ноздрями. Расстояние между зрачками / расстояние между бровями.





Достаточно лишь приблизить сейчас вашу ладонь к себе и внимательно посмотреть на указательный палец, и вы сразу же найдете в нем формулу золотого сечения.
Каждый палец нашей руки состоит из трех фаланг. Сумма двух первых фаланг пальца в соотношении со всей длиной пальца и дает число золотого сечения (за исключением большого пальца).
Кроме того, соотношение между средним пальцем и мизинцем также равно числу золотого сечения.
У человека 2 руки, пальцы на каждой руке состоят из 3 фаланг (за исключением большого пальца). На каждой руке имеется по 5 пальцев, то есть всего 10, но за исключением двух фаланговых больших пальцев только 8 пальцев создано по принципу золотого сечения. Тогда как все эти цифры 2, 3, 5 и 8 есть числа последовательности Фибоначчи. Любопытно, что и структура Солнечной системы устроена по принципам весьма близким устройству пальцев человека. Даже в том аспекте, что только 8 планет образуют стройную числовую последовательность. В то время как Земля и Нептун, выпадают из неё, находясь на позиции больших пальцев. Притом каждый в свой «пятерне».


Также следует отметить тот факт, что у большинства людей расстояние между концами расставленных рук равно росту. Впрочем, как и расстоянию между кончиками ног. Свои золотые коэффициенты имеют пальцы, локоть, колено, бедро, мах руки, расстояние от ноги до поднятой руки, откинутая рука, расставленные на ширину плеч ноги и огромное множество других удивительных пропорций. Если собрать их воедино, то неизбежно возникает вопрос о том, каким образом и с какой целью тело человека вобрало в себя такое огромное количество строгих математических и геометрических соответствий. Ведь их количество и качество воплощения не сопоставимы ни с какими вариантами эволюционных теорий или теорий самоорганизующихся систем. Человеческое тело являет собой строгую матрицу математических пропорций, построенных на принципах золотого сечения, в которой практически нет исключений из правил. При этом пропорции человека самыми невероятными способами привязаны к таким же пропорциям, проявляющим себя не только в других формах живых организмов, но и в структуре куда более сложных объектов, вплоть до космических.
На этом фоне весьма загадочным и труднообъяснимым, выглядит отображение пропорций человеческого тела в системе русских саженей, которая включает в себя не только пропорции разграниченные продольной осью симметрии, но и пропорции симметрии пентакля, которая является основным отличительным маркером живых и неживых существ. Более того, симметрия пентакля, открывает нам переход к открытию в строении человека ассиметричных симметрий и симметричных асимметрий.
Ярким примером этому может служить устройство кровеносной системы или устройство бронхов.


Особенность бронхов, составляющих легкие человека, заключена в их асимметричности. Бронхи состоят из двух основных дыхательных путей, один из которых (левый) длиннее, а другой (правый) короче. В результате кропотливых исследований, было установлено, что эта асимметричность продолжается и в ответвлениях бронхов, во всех более мелких дыхательных путях.
Причем соотношение длины коротких и длинных бронхов также составляет золотое сечение и равно 1:1,618. Как видим в строении человека даже в ассиметричных «деталях», присутствуют множественные золотые пропорции. Всё это наталкивает на мысль, что в основу человеческого организма положена некая, весьма совершенная и строго выверенная, математическая модель, причём настолько демонстративная, что не возникает никаких сомнений в том, что это не может быть продуктом эволюции или плодом череды случайных совпадений. Если, конечно, под эволюцией не подразумевать механизм реализации законов установленных создателем. Причём все эти законы реализуются в строго установленных рамках обозначенных золотыми пропорциями. Причём золотыми пропорциями самого разного происхождения, в том числе и теми, которые лежат в основе спирали Архимеда.






Во внутреннем ухе человека имеется орган Cochlea ("Улитка"), который исполняет функцию передачи звуковой вибрации. Эта костевидная структура наполнена жидкостью и также сотворена в форме улитки, содержащую в себе стабильную логарифмическую форму спирали, содержащую в себе всё ту же золотую пропорцию. Впрочем, по-другому быть просто не могло, так как речь в данном случае идёт о живом организме, в устройстве которого исключены какие либо случайности. А если они вдруг случаются, то это вызывает тяжёлые формы заболеваний. Любое отклонениё от системы золотых пропорций, это противоестественный процесс, порой несовместимый с жизнедеятельностью.
Но золотые пропорции могут иметь не только статическую форму. В живом организме протекает огромное количество динамических процессов, которые по идеи так же должны быть заключены в рамки золотых пропорций. Для того, чтобы убедиться в этом, рассмотрим параметры работы сердечнососудистой системы.
Давление крови изменяется в процессе работы сердца. Наибольшей величины оно достигает в левом желудочке сердца в момент его сжатия (систолы). В артериях во время систолы желудочков сердца кровяное давление достигает максимальной величины, равной 115-125 мм ртутного столба у молодого, здорового человека. В момент расслабления сердечной мышцы (диастола) давление уменьшается до 70-80 мм рт. ст. Отношение максимального (систолического) к минимальному (диастолическому) давлению равно в среднем 1,6, то есть близко к золотой пропорции.
Если взять за единицу среднее давление крови в аорте, то систолическое давление крови в аорте составляет 0,382, а диастолическое - 0,618, то есть их отношение соответствует золотой пропорции. Это означает, что работа сердца в отношении временных циклов и изменения давления крови оптимизированы по одному и тому же принципу - закону золотой пропорции.
По мнению В.Д. Цветкова, природа избрала золотое сечение как "рецепт" максимальной энергии и вещества, как способ оптимального сопряжения структур сердца с системой крово-кислородного обеспечения организма.
При этом следует помнить о том, что феномен экономии энергии давно привлекает внимание механиков и физиков. С минимальным расходом энергии связаны известные в механике и физике принципы Мопертьюи, Остроградского-Гаусса, Гамильтона. Оказалось, что все основные уравнения движения систем, с которыми оперирует физика (законы Ньютона, Максвелла, Шредингера), определяют траектории, являющиеся экстремалями некоторых функционалов. Предположение об экономичности живых систем с некоторых пор начинает проникать и в биологию. Фехнер установил, что поле ясного зрения человека имеет форму эллипса, оси которого относятся как Ф, поэтому предметы, в форме которых содержится золотая пропорция, воспринимаются «благоприятно». Не напрасно всеми нами любимые экраны TV и кредитные карточки имеют соотношение длины и ширины равное золотой пропорции.
А.А.Соколов и Я.А.Соколов, в статье "Математические закономерности электрических колебаний мозга", показали, что соотношение частот волн (ритмов) электрических колебаний мозга равно золотой пропорции.
В статье И.А.Рыбина "Психофизика: поиск новых подходов" на основании экспериментальных данных показано, что число Ф - инвариант психофизических законов, описывающих сенсорные восприятия человека.
В исследованиях Цейзинга, Хембиджа, Дочи, Петухова, Шапаренко показано наличие золотой пропорции в отношении частей тела человека, в частности руки. Можно сказать, что человек всегда имеет эталон золотой пропорции "под рукой".
Согласно принципу оптимальной конструкции, выдвинутому Н.Рашевским, "конструкция организма такова, что организм выполняет свои функции адекватно и с оптимальным расходом энергии и материала". Принцип оптимального вхождения, характеризующий оптимальное "вхождение" данной оптимальной системы в более сложную, как бы подчеркивает преемственность оптимальности при систем. Этим самым отрицается историческая "случайность" организации живых систем. (!) Даже в тех случаях, когда необходимо найти "решение", исходя из более противоречивых условий, природа находит компромиссное решение, оптимальное по отношению к затратам энергии и живого вещества.
Таким образом, можно сделать вывод о связи между общим стремлением косной природы минимизировать расход энергии при движении систем и минимизацией затрат энергии и строительного материала в живых системах по отношению к их функции. Золотое сечение и числа Фибоначчи представляют своего рода "технологический рецепт" оптимизации живых структур и организмов. По принципу оптимального вхождения в живые системы организационно входят не только менее сложные живые системы, но и наряду с ними "косные" системы: кислород вдыхаемого воздуха и вода; в организации этого вхождения также принимают участие золотые числа.
Золотые числа позволяют установить оптимальную связь между живыми и неживыми системами. В этом можно видеть способность живого оптимальным образом использовать свойства косных элементов окружающей среды. Роль золотого сечения в организации отдельных систем сердца и крови, а также организация последних в более сложные системы, исключительно велика. Несомненно, что природа избрала золотое сечение как один из "способов" оптимального сопряжения систем как живой, так и неживой природы. Оптимизация конструкции позволяет каждому организму адекватно исполнять свою функцию при минимально возможном расходе ресурсов внешней среды. Таким образом, как бы "слепая" природа указывает человечеству единственно возможный путь к спасению - обеспечение его насущных нужд за счет использования эффективных технологий, степени сберегающих энергию и вещество и в минимальной степени повреждающих окружающую среду.

Периоды жизни человека


Давно замечено, что жизнь человека протекает неравномерно. В ней четко прослеживается периодичность различных процессов, наличие переломных и кризисных моментов, качественных скачков. При этом периодичность жизненного процесса не может быть сведена к движению по кругу, когда мы все время возвращаемся к исходной точке, а скорее всего напоминает движение по спирали, когда как будто происходит также возвращение, но каждый раз на новом уровне.



"Фибоначчиева" закономерность прослеживается уже при эмбриональном развитии ребенка, которое завершается в нормальных условиях на 266-е сутки после оплодотворения яйцеклетки. Уже в этом числе характеризующем продолжительность беременности мы находим отображение одной из удивительнейших загадок происхождения человечества. Если отбросить многосложные задачи и соотношения, то из оставшегося прежде всего бросается в глаза уже не раз нами упоминавшаяся пентагональная система симметрии основанная на золотых пропорциях. В самом деле, отношения продолжительности года к продолжительности беременности даёт нам котангенс угла 36º, т.е. угол пентаграммы, эту визитную карточку всех живых существ. Ведь из предыдущих изысканий нам известно, что пентагональная симметрия, выполненная в золотых пропорциях главная отличительная особенность живой и неживой материи. Поэтому нет ничего особенного в том, что продолжительность беременности носит столь откровенно выраженную числовую характеристику, появление которой лишний раз доказывает наличие великого замысла в истории появления человека на планете Земля. Величие этого замысла столь многогранно, что его нельзя отобразить даже в общих чертах. Хотя некоторые ключевые моменты заслуживают самого пристального внимания. И на их обзоре следует заострить внимание.
Как известно пентаграмма является своеобразным мостом между египетским и золотыми треугольниками. А потому когда мы находим пентагональную симметрию, то рядом обязательно должны быть и сопутствующие ей золотые и египетские пропорции. В самом деле, отношение продолжительности беременности к продолжительности солнечного года, даёт нам косинус угла ≈ 43º22'. И забегая несколько вперёд, отметим, что это значение соответствует углу наклона рёбер пирамиды Хефрена, которая построена с использованием пропорций египетского треугольника. И вот тут мы буквально натыкаемся на целую обойму удивительных пропорций характеризующих периоды жизни человека, в том числе и период беременности. Среди всего многообразия весьма загадочно выглядит присутствие в пропорциях пирамиды Хефрена, соотношений увязывающих воедино беременность, сидерический лунный месяц и период вращения луны вокруг собственной оси. Если мы отождествим продолжительность беременности за девять сидерических лунных месяцев равных 266 дням с половиной длины диагонали пирамиды Хефрена, то её ребро даст нам продолжительность солнечного года, равного 365 дням, а высота будет равна девяти периодам вращения Луны вокруг своей оси. Если мы разделим период беременности на девять и умножим на 2х6.18, то получим продолжительность года. А если продолжительность года разделить на девять, то умножив её на 6,18, мы получим продолжительность девяти периодов обращения Луны вокруг своей оси. А если это же число умножить на одну десятую угла наклона земной оси, то получим продолжительность беременности…
Но вернёмся к числам Фибоначчи, которые, как было указано выше, обнаруживают себя в периодах развития эмбриона. График роста массы эмбриона в зависимости от возраста имеет несколько изломов, соответствующих примерно 24, 100, 210 суткам. Эти изломы характеризуют различные фазы перестройки в развитии эмбриона. В возрасте 24 суток происходит переход от клеточного развития к организменным механизмам регуляции. В возрасте примерно 100 суток заканчивается период перестройки и наступает фаза устойчивого развития организма эмбриона. На 210-е сутки завершается формирование всех органов ребенка и рождение ребенка после этого срока не исключает его дальнейшего нормального развития. Это очень важная точка, в жизни будущего человека, и от того как он пройдёт её зависит очень многое. Не случайно золотые и египетские пропорции периодов развития человека, достигают своего максимального приложения именно в этой точке. Более того, именно на 210 день с момента зачатия обнаруживается тенденция устойчивого изменения соотношений золотой и египетской пропорции. С этого момента кардинально меняются цели и задачи внутриутробного существования. И как кажется совсем не случайно, египетская пирамида Хеопса в своём проектном решении содержит по разным оценкам от 208 до 210 рядов каменных блоков, характеризующих продолжительность внутриутробного формирования биологических основ человеческого организма. Впрочем, в не меньшей степени эту зависимость отображают и внутренняя структура пирамиды. Но обо всём по порядку.
Для начала рассмотрим, как можно выразить через золотую пропорцию все указанные критические точки в развитии эмбриона. Для этого напомним, что продолжительность беременности можно разделить "золотым сечением" двояко, разделив на золотую пропорцию 1,618 или на квадрат золотой пропорции 2,618 или даже куб золотой пропорции 4,236. Если число 266 (период эмбрионального развития ребенка) разделить на квадрат золотой пропорции, то получим число 101,6, которое соответствует критической точке 100 суток. Если число 101,6 разделить на куб золотой пропорции, то получим число 24, которое соответствует еще одной критической точке в развитии эмбриона (24 суток). Наконец, интервал 266 - 101,6 = 164,4, деленный золотой пропорцией, дает число 202,6, что соответствует крайнему положению третьей критической точке 210 суток.
С позиции математика, данную последовательность ключевых точек можно получить более простым методом. Если принять ф=0,618, то:

266 х ф = 164,4; 266 х ф²= 101.6;… 101,6 х ф²=38.8, 38,8 х ф=24 и т.д., то получаем классический ряд Фибоначчи. Что же касается критической точки в 210 дней, или как в народе говорят 7 месяцев, то она получается из соотношения 266х√ф= 209,1 (7 месяцев).
Но 266 и 209.1 относятся друг к другу как катеты золотого треугольника пирамид. Более того, если мы впишем проекцию пирамиды Хеопса в орбиту Земли, то поместив момент зачатия в точку одного из углов основания, пройдя через вершину мы получим семимесячный эмбрион в противоположной точке угла основания проекции пирамиды. При этом пропорции золотого сечения будут определяться не симметрией пятигранника, а симметрией семигранника, что открывает нам совершенно новый уровень в исследовании структуры человеческого организма.
Что касается пирамиды Хеопса, то её мы выбрали не случайно. Всё дело в том, что её структура даёт нам множество ответов на вопросы связанные с происхождением человека, в том числе и на момент рождения доношенного ребёнка. Что опять же не может быть простой случайностью, или результатом каких-то резонансов множества случайных совпадений. Как бы мы не пытались усложнить картину мира походя и небрежно, нанося на его полотно мазки чисто субъективных представлений, нам не удастся затушевать тот великий смысл, которым наделено всё, что нас окружает, в том числе и числовые характеристики зачатия, развития и рождения человека. Этот процесс хоть и отстроен в рамках законов универсальной схемы, однако уровень его несколько иной, чем те с которыми мы сталкивались до этого. Человек действительно венец творения. Но творения осознанного, а не какого-то там случайного стечения обстоятельств. Пусть и попавшего в среду космических резонансов, прекрасно отрегулированных, великолепно сбалансированных, чётко синхронизированных, изумительно стабилизированных и т.д. и т.п.….
То, что в последнее время теорию эволюции хотят подкрепить посредством введения в оборот неких понятий о целенаправленном воздействии многосложной системы внешних факторов, выстроившихся в цепочку стабильных и удивительно гармоничных резонансов, упакованных в строгие математические формулы, может быть в конечном счёте сведено лишь к тому, что за всем этим стоит отнюдь не случай, а чья-то осознанная воля. И чьи-то сверх возможности. Надежды на то, что системы самоорганизации могут появляться в силу неких, абсолютно случайных событий, в корне противоречат не только логике, но и всем без исключения областям прикладных научных данных.
И если даже, кому-то хочется уровнять себя с Творцом, выдвигая некие теории самоорганизации, то это всего лишь пережитки теории эволюции сотканной из множества заблуждений. Реальная картина мира убеждает нас лишь в том, что идеи её создателя и методы их воплощения лежат вне зоны досягаемости человеческого разума. Хотя, есть множество указаний на то, что путь реального познания мира отнюдь не заблокирован. И человечество способно обрести его. Нужно лишь взглянуть на окружающий нас мир открытыми глазами, а не через призму ложных теорий и представлений.
Мы уже много раз сталкивались с явлениями, которые, в корне разрушают представления о наличии элемента случайности в зарождении и развитии биологических видов. В том числе и человека, который всем своим существом демонстрирует сложнейший набор математических законов и правил. Причём даже на уровне эмбриона.
Более того, введя в оборот проекцию пирамиды и орбиту Земли, мы тем самым вывели эту проблему в космическое пространство. И это вовсе не случайно. Человек создание не только земное. В нём отчётливо прослеживается и космическая родословная. Забегая вперёд приведём лишь самый безобидный пример математических игр, участниками которого выступают Солнце, Земля и Человек. Как уже было показано выше, с момента зачатия, и до момента окончательного формирования функциональных систем человеческого организма Земля проходит расстояние равное примерно 209 дням, что соответствует перемещению через вершины золотого треугольника пирамид вписанного в орбиту Земли. За оставшиеся 57 дней она проходит расстояние равное половине основания вписанного треугольника, которое относится к его высоте как √1,618. А теперь представим полный период беременности в радианных величинах, для чего:
(360º:365,25)х266 = 262,17º ≈ (100х1,618²)º = ((2х5х1,618)²)º.
262.17º:5 = 52,434º ≈ 51,85º (угол наклона граней пирамиды Хеопса)
360º:7 = 51,43º
57 дней ≈ 56º ≈ 90º:1,618
365,25:(10х0,618) ≈ 59 ≈ 57 дней.
365,25:1,618 ≈ 4х57 дней
365,25:3,14 ≈ 2х57
А, для семи месяцев получаем:
(360º:365,25)х209 = 205,99º ≈ 4х51,5º ≈ 4х51,85º (угол пирамиды Хеопса).
360º:7 = 51,43º
Из этого примера видно, что некоторые абсолютные числовые параметры периода беременности, перенесённые в космическое пространство, совпадают с числовыми параметрами пропорций, как космических, так и земных. Что касается незначительных погрешностей, то они возникают вследствие искривления орбиты Земли, по отношению к идеальному кругу. По этой же причине могут возникать и незначительные отклонения в продолжительности беременности. Но в любом случае этот процесс во многих своих составляющих включая пентагональную симметрию и число 5, в процессе вычислений всё время стремиться к золотым пропорциям. А с учётом того, что скорость Земли, её удаление от Солнца и многие другие параметры являются величинами переменными, то не исключено, что в каждом конкретном случае развитие эмбриона идёт строго в золотых пропорциях, а выявленные нами погрешности это всего лишь результат усреднения. Другими словами, мы можем предположить, что человек и космос тесно взаимосвязаны друг с другом и в этих взаимосвязях можно отыскать множество закономерностей, большинство из которых помещаются в рамки золотых пропорций. Причём иногда они обретают самые невероятные очертания и области проявления.
В качестве одного из примеров возьмём уже введённую нами в оборот пирамиду Хеопса, этот бездонный источник удивительной информации, о прошлом настоящем и будущем. Причём выберем пример из несколько другой системы измерений, на первый взгляд с предметом наших изысканий ничем не связанный. Хотя, данное предположение справедливо лишь отчасти. Мы уже многократно говорили о том, что в закономерностях случайностей не бывает. А то что отдалённо напоминает их, то это всего лишь неясность восприятия. Или непонимание того, в чём состоит разница между случайностью, преднамеренностью и предопределённостью.
Так вот, для примера возьмём продолжительность земного года, равную 365,25 дней. Если это число мы разделим на π, то получим число 116.32, которое по своему абсолютному значению, практически без погрешности, совпадает с половиной длины основания пирамиды Хеопса, выраженной в метрах. С другой стороны если число 365,25 разделить на 2, то мы получим длину апофемы пирамиды Хеопса с учётом её усечённой вершины. Ну а теперь введём в оборот принцип золотых пропорций и разделим число 365,25 на 1,618², в результате чего получим высоту пирамиды Хеопса, без усечённой вершины. Таким образом мы установили, что в параметрах пирамиды Хеопса содержится информация о продолжительности периода движения Земли вокруг Солнца, которая может быть извлечена самыми разнообразными способами.
Ну а теперь введём в наши расчёты продолжительность беременности, равную 266 суток. Если это число мы разделим на 1,618, то получим нам уже хорошо известное число 164, 4, которое равняется половине длины диагонали, основания пирамиды Хеопса. А что касается числа характеризующего семимесячный эмбрион, то оно будет соответствовать длине ребра пирамиды Хеопса, и опять же без усечённой вершины. Вот ведь как получается. Оказывается, что процесс внутриутробного развития человека может быть приведён к системе пропорций основанных как на золотом, так и на египетском треугольнике. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.



Наше во многом поверхностное знакомство с многочисленными параллелями, связывающими процесс внутриутробного развития человека с пропорциями египетских пирамид, хотелось бы завершить одной весьма любопытной иллюстрацией, на которой показана зависимость динамики набора веса человеческим зародышем от динамики набора веса пирамидой Хеопса. Какими бы способами мы не усредняли данные процессы, они с достаточно высокой точностью повторяют друг друга. Как тут вновь не вспомнить то обстоятельство, согласно которому пирамиды либо отображают этот процесс, либо задают его. Но и в одном и в другом случае мы не можем и не вправе списать данное соответствие в разряд случайностей. По всем признакам мы имеем дело с хорошо просчитанным и отлаженным механизмом, приведённым в строгое соответствие главному замыслу Творца. Механизму, в котором даже незначительные погрешности, как и в случае с моделью Солнечной системы, имеют не случайный характер, а хорошо отлаженную систему балансиров, призванных уравновесить взаимодействие тех или иных принципов, соотношений и функциональных процессов. И во всём этом, даже в погрешностях, мы неизбежно находим многочисленные золотые и египетские пропорции, общим символом которых является пентаграмма, основанная на золотом треугольнике. Всё это может говорить лишь о том, что пентаграмма является не простым маркером разграничивающим пространства живой и неживой материи. Она своим присутствием задаёт условия и параметры, на основе которых можно сделать куда более глубокие выводы. Среди которых особняком стоит проблема не только жизни и смерти, но и бессмертия и небытия. И всё это можно познать путём изучения окружающего нас мира в рамках матрицы золотых и египетских пропорций, а не в хаосе случайных событий, которые по мнению некоторых учёных вопреки элементарной логики неистово стремятся к самоорганизации, дабы хоть как-то обосновать теорию пресловутой эволюции.
Мы не будем дальше углубляться в процесс исследования пропорций пирамид, так он стремиться к бесконечности, а потому остановим ход своих рассуждений на том немаловажном факте, что в настоящее время по поводу происхождения Великих пирамид существует две альтернативных версии. Первую поддерживают и всеми средствами насаждают сторонники эволюционной теории, которые приписывают её возведение древним египтянам, не знавшим в то время ни металла, ни колеса, ни лошади, ни письменности, ни системы счёта. Хотя по большому счету, в III тыс. до н.э. не было и самих древних египтян, как на то красноречиво указывают данные археологии. Всё, что говорится о древнем Египте в учебниках истории, справочниках и энциклопедиях, это ничто иное как вымысел призванный хоть как-то «приземлить» пирамиды, истинное происхождение которых на самом деле нужно искать за пределами Земли.
Этому постулату как нельзя лучше соответствует вторая версия происхождения пирамид, которая рассматривает их как некий техногенный преобразователь, задающий (или отображающий) параметры и структуру окружающего нас мира. В них же заключена и информация о структуре человека и его функциональных особенностях. Учитывая тот факт, что и человек и пирамида построены по одному и тому же принципу, то не может быть сомнений в том, что у них найдётся огромное количество пропорциональных соответствий. И не только. Речь может идти даже об аналогиях…
Но это совсем другая тема.


Периоды жизни человека 2.



Интересные сведения о периодах жизни человека, связанные с числами Фибоначчи и числами Люка, приводят Н. Васютинский в книге "Золотая пропорция" (1990 г.) и Э. Сороко в книге "Структурная гармония систем" (1984 г.).


Суть их выводов сводится к следующему. Критические возрасты мужчин соответствуют следующим годам: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, а вся жизнь мужчины делится на 7 периодов: до года - младенчество, 1-8 лет - детство, 8-13 - отрочество, 13-21 - юность, 21-34 - молодость, 34 - 55 лет - зрелость, 55-89 - старость.
Периодичность в жизни женщины подчиняется ряду Люка: 1, 3, 4, 7, 11, 18, 29, 47, 76, 123. Сдвижка возрастных интервалов объясняется более ранним развитием девочек.
Семь этапов жизни человека определяют и семь основных видов деятельности человека - от физического роста и созревания до психологического и социального становления. До периода окончания роста (21 год для мужчин и 18 лет для женщин) человек физически созревает, обучается. Затем приступает к освоению трудовой деятельности.
Трем основным периодам жизни взрослого человека: 21-34, 34-55, и 55-89 лет соответствуют три качественно различных вида деятельности, определяемые физиологическим и психологическим состояние организма. Период молодости (21-34) отвечает взлету физических и интеллектуальных возможностей человека. Основные достижения выдающихся деятелей науки, искусства приходятся именно на этот период жизни.
В зрелом возрасте (34-55) казалось бы в расцвете сил, наступает переутомление в результате многолетней работы, депрессия и апатия, учащаются нервные срывы, теряется деловая хватка.
Возраст 55-89 лет - это время философского осмысления жизни, подведения итогов, время переоценки ценностей, отказ от излишеств, поиск "вечных истин", "вечных ценностей".
По-видимому, существуют "кризисные, переломные годы" и перестройка организма не только у детей, но и у взрослого человека и такими годами являются: 21, 34, 55. Именно они определяют жизненный путь взрослого человека. И если человек не учитывает этих трех качественно различных периодов, не перестраивает свою жизнь в соответствии с перестройкой организма, то совершает насилие над собой, травмирует психику, создает стрессовую ситуацию и в конечном итоге сокращает свою жизнь.
После каждого переломного года человек меняется, он переходит в качественно новое состояние, как бы рождается заново.
В последнее время в печати появились сообщения об "эпидемии" руководителей среднего и низового звеньев английских фирм. В расцвете сил, достигнув 38-40 лет, они внезапно охладевают к работе, впадают в депрессию. Причиной этих кризисов считают служебный стресс, многолетнее переутомление. И не случайно, что эта "эпидемия" начинается после "критической точки" в 34 года. Человек вступает в новый этап своей жизни, что требует соответствующего этому изменению образа жизни. Может быть, не случайно на многих японских предприятиях сотрудников "пожизненного" найма увольняют по достижении ими возраста именно 55 лет. Уволенному выдается единовременное пособие в размере 4-5-летнего заработка и его работа на фирме заканчивается.
После 55 лет начинается этап старости, человек должен перестроиться на новый режим труда и отдыха; человек может продолжать работать, но уже в новом качестве, желательно в соответствии со своими нереализованными способностями и стремлениями.
Семь отрезков времени - это семь различных жизней, которые дает человеку природа. Они различны по физическому времени, то есть по числу оборотов Земли вокруг своей оси: первый этап длится один год, а последний (55-89 лет) - 34 года. Но биологическое время для этих этапов одинаково, но первый этап (до одного года) длится биологически столько же, сколько и последний (от 55 до 89 лет).
Биологическое время отражает скорость различных процессов, протекающих в организме. В процессе старения организма скорость метаболических процессов в нем снижается. Поэтому и возникает ощущение, что с возрастом "время бежит быстрее" - ведь человек оценивает время не биологически, а физически.
Вывод о замедлении собственного биологического времени и ускорении физического времени человека при старении подтвержден экспериментами. Доказано, например, что с увеличением возраста скорость заживления ран снижается и с возрастом уставший от работы человек медленнее восстанавливает свои силы. Белорусский философ Эдуард Сороко высказывает предположение, что "фибоначчиевый" характер развития присущ не только организму человека, но и "всем самоорганизующимся системам, в которых обменные процессы с течением времени имеют необратимый характер". Это относится к организмам животных, популяциям, экологическим сообществам и даже социальным системам. Все они будучи элементами единой структуры устройства мира, имеют сходные характеристики и множественные параллели как в функционировании биологических процессов, так и в проявлении эмоций.
И даже тот факт, что человек имеет массу радикальных отличий в сравнении со всеми остальными биологическими видами, он не выходит за рамки пропорций и систем симметрии, в пределах которых размещены все известные нам законы.


По образу и подобию своему.


"Возлюбленные,
мы теперь дети Бо¬жии;
но еще не открылось, что будем.
Знаем только, что, когда откроется,
будем подобны Ему"
(1 Ин. 3, 2)


Когда мы рассматриваем образ человека через призму золотых пропорций, то невольно ловим себя на мысли о том, что данная идея стара как мир. И тот факт, что человек построен по весьма совершенной схеме, в которой предусмотрено строгое соответствие единому замыслу, единой идеи и единой цели, заставляет нас согласиться с тем, что всё это не плод случайных совпадений, а чей-то осознанный выбор. И вот тут-то и приходят на память строки из Книги Бытия где говориться о том, как создавался человек. А Бог оказывается, создал человека по образу и подобию Своему.
1,26: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Наше¬му и по подобию Нашему
1,27: "И сотворил Бог человека по образу Своему по образу Божию сотворил его..."
Итак мы имеем дело со свидетельством о том, что Бог создал человека по образу и подобию своему. Но в чем именно выражен образ Божий в человеке? Святое Писание никак не уточняет это. «Если мы захотим найти в творениях святых отцов точное определение того, что именно соответствует в нас образу Божию, то рискуем растеряться среди различных утверждений», – пишет В.Н. Лосский. Нашу сообразность Богу видят то в царственном достоинстве человека, то в бессмертной душе, в уме, интеллекте, разуме, в присущей человеку свободе, в способности общения с Богом и т.д., и т.п. «Множественность и разнообразие этих определений показывают, что мысль святых отцов избегает ограничивать то, что в человеке сообразно Богу, какой-либо одной частью его существа».
И в самом деле. Так, святитель Василий Великий рассуждает: "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию"... Это волеизъ¬явление содержит два элемента: "по образу" и "по подо¬бию". Но созидание содержит только один элемент... ведь здесь (то есть в стихе 27-м) Он сказал "по образу", но не сказал "по подобию"...
Подобно святителю Василию, отличает "образ" от "подо¬бия" святой Иоанн Дамаскин: "Выражение "по образу", - пишет он, - обозначает разум и свободу воли; выражение же "по подобию" - уподобление Богу чрез доброделание, насколько это возможно" (Дамаскин Иоанн. «Точное изложение православной веры». Кн. 2. - Гл. 12).
Однако такое различение не является общим для святых отцов. "Святой Афанасий, - замечает профессор архимандрит Киприан (Керн), - по-видимому, не делает различия между образом и подобием" (Архимандрит Киприан (Керн). Ант¬ропология святителя Григория Паламы. - Париж. - С. 142). "Кирилл Александрийский не одобряет этого различия, счи¬тая оба слова имеющими одно значение.
По мнению митрополита Московского Филарета (Дроздо¬ва), "образ и подобие Божие не нужно изъяснять как две различные между собой вещи: потому что в слове Божием ча¬сто употребляется одно из этих слов в том же значении, как и оба вместе" (Филарет (Дроздов), митрополит. «Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающие в себе и перевод сея книги на русское наречие». Ч. 1. - М.: изд-во Моск. общества любителей дух. просвеще¬ния, 1867. - С. 21). Митрополит Филарет (тогда еще архи¬мандрит) ссылается на следующие места Священного Писа-ния: Быт. 1, 26, 27; 5, 1; 9, 6; Иак. 3, 9; Кол. 3, 10.
Быт. 5, 1: "Вот родословие Адама: когда Бог сотворил че¬ловека, по подобию ("бидмут Элогим") Божию создал его..." Однако 70 толковников перевели это место так: κατ' είκόνα Θεού εποίησεν αυτόν. В соответствии с этим сделан и славянский перевод: по образу Божию сотвори его.
Быт. 9, 6: "Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию ("бецелем Элогим") " - οτι εν εικόνι Θεοΰ εποιησα τόν ανθρωπον В славянском переводе: "Во образ Божий сотворих человека ".
Иак. 3, 9: "им (языком) благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию (καθ'ομοίωσιν Θεοΰ). В славянском переводе: "По подо¬бию Божию".
Кол. 3, 10: "... облекшись в новаго, который обновляется в познании по образу Создавшаго его " - τόν ανακαινοΰμενον εις επιγνωσιν κατ'εικόνα του κτίσαντος αυτόν. В славянском переводе: "По образу Создавшаго его". Несмотря на кажущееся противоречие между точками зрения святителя Василия Великого и святого Иоанна Дамаскина, с одной стороны, и святи-телей Афанасия и Кирилла Александрийских, с другой, в действительности они вовсе не исключают друг друга.
"Образ Божий", данный человеку от начала, является врожденным. Одна-ко, как замечает профессор архимандрит Киприан, "в учении святителя Ва-силия видно, что образ не есть что-то уже готовое в душевном складе чело-века. Это есть задача, необходимость раскрыть в себе свое творческое нача¬ло" (Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святителя Григория Па¬ламы. - С. 147). Ведь кроме разума и воли, то есть тех духовных сил, в ко¬торых святитель Василий и святой Иоанн Дамаскин видят черты врожден¬ного образа Божия, человеку врожденна и "способность уподобляться Богу", без которой, как говорит святитель Василий, "своими собственными силами мы не стяжали бы подобия Божия". Человеку не только что-то дано, но и очень многое задано, и от того, как он употребляет свою способность бого-уподобления, во многом зависит степень его богообразности.
Данный человеку образ Божий может или тускнеть или просветляться. Приобретению богоподобия (у которого есть свои степени) соответствует просияние образа Божия; утрате богоподобия (которая также имеет свои степени) отвечает омрачение или изъязвление образа Божия. Об этой взаи-мосвязи между "образом" и "подобием" ясно говорят слова известных тро-парей про непорочных:
"Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений...". "Древле убо от несущих создавый мя и образом Твоим божественным почтый, преступлением же заповеди паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, на еже по подобию возведи, древнею добротою возобразитися".
Итак, между понятиями "образ" (είκών, imago) и "подобие" (ομούοσις, similitude) существует тесная связь, благодаря которой в целом ряде текс¬тов как Ветхого, так и Нового Завета можно заменять одно слово другим, не нарушая смысла. (Протоиерей Ливерий Воронов. ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ).
В принципе мы можем согласиться с тем, что образ и подобие являются частями единого целого, но как любая часть они должны иметь и различия.
«Образ» есть сотворенное, совершенное (перфект), целое, реализованное, данность как дар. Но в реальности это изображение замутнено (только не зеркало виновато) и даже искажено, что не позволяет четко различить образ Божий, ибо «смазан» он грехом. Образ — общее достояние всех людей и каждого. В каждом человеке — и в гении-герое, и в человеконенавистнике изначально этот дар есть. Но каждый раскрывает и осуществляет в себе этот дар по-разному. Это — способности ума и свободы, сопричастность всякому Благу (истины, добра, веры, правды, красоты, любви, мудрости, справедливости, Бога) и первая предварительная ступень на пути к богоподобию.
«Подобие» как вторая, более высокая ступень, есть нечто динамическое и еще не реализованное, как потенция, как процесс совершенствования ума и воли в добре, совершенствование личности. Это — движение от образа к Первообразу — Богу и уподобление Богу в доброделании, насколько это возможно. В доказательство реальности такого приведем пример продвижения в богоподобии великих святых. Богоподобие есть цель, задача, задание, которое зависит от свободной воли.
При сотворении человека Бог — Первообраз и Подлинник отобразился в человеке, в его образе — всеми своими совершенными чертами. При этом, ни вне, ни внутри личностные взаимоотношения не нарушались и сохраняли полную гармонию.
А как подобие Бога человек был украшен такими душевными свойствами, в абсолюте и совершенстве присущими только Богу, как премудрость, благость, чистота, нетленность и святость.
В сочинении «Слово о человеке» Св. Игнатий замечает и поясняет: «Под словом "образ" должно разуметь, что самое существо человека есть снимок (портрет) с Существа Божия; а "подобием" выражается сходство в самых оттенках образа или его качествах... Бог сотворил человека по образу и подобию Своему: следовательно, сотворил его совершенным образом Своим. Человек был отпечатком Божества не только по существу своему, но и по нравственным качествам — по премудрости, по благости, по святой чистоте, по постоянству в добре. Зло или недостаток не могли иметь никакого места в человеке: несмотря на свою ограниченность, он имел полноту сходства с Богом...».
«Образ» — это дар Бога человеку. Но дар особый. Этот дар заставляет нас глядя друг на друга видеть перед собой не только великое творение Бога, но и образ его. Ибо образ Бога носим мы в себе и на себе. И этот образ есть ничто иное, как совершеннейший отпечаток законов Божиих. Законов, сущность которых порождают во всяком творении Божием, золотые пропорции.
В самом деле, как и абсолютное большинство тварей земных, мы не могли бы рассчитывать и на сотую долю тех пропорций которые мы носим на себе и в себе, если бы это не являлось волей Всевышнего, который создав человека по образу своему, тем самым максимально приблизил его к тому, чтобы даровать ему и подобие своё. Но в таком случае мы должны признать, что образ Божий это многоплановость и предельная гармоничность золотых пропорций, на основе которых построен каркас законов Божьих с их видимой и измеряемой сущностью.
Образ Божий, который всегда находится с нами, это не прихоть и не каприз, это постоянное напоминание о том, что всё в этом мире принадлежит воле Всевышнего, и существует лишь до тех пор, пока находится в допустимых рамках гармонии с этой волей. Но образ сам по себе является необходимым, но не достаточным условием для того, чтобы люди считали себя детьми Божьими. Для этого необходимо приобрести возможность уподобляться Богу. Т.е. творить и создавать…
Если бы Господь, создавая нас, не сказал предопределёно: "Сотворим" и "по подобию", если бы нам не была дарована возможность стать "по подобию", то своими собственными силами мы бы не стяжали подобия Божия. Но в том-то и дело, что Он сотворил нас способными уподобляться Богу. Одарив нас способностью уподоблять¬ся Богу, Он предоставил нам самим быть тружениками в уподоблении Богу, чтобы мы получили за (этот) труд воз¬награждение...
Ряд писателей Церкви усматривали сущность подобия Божьего в способности творить. Бог - Творец отпечатлел на Своем создании и богоподобную способность творчества. Блажен¬ный Феодорит говорит: "Человек, по подобию сотворивше¬го его Бога, строит дома, города, корабли, делает изображе¬ния и изваяния... Бог создает и из не сущего, притом без труда и мгновенно, а человеку для его творчества нужны: вещество, орудия, и размышление, и время, и труд... Но и так создавая, человек уподобляется несколько Творцу, как образ Первообразу". Те же мысли встречаем у святителя Анастасия Синаита, святого Иоанна Дамаскина и святи¬теля Фотия, патриарха Константинопольского. Святитель Василий Великий, формулируя мысль для подчеркивания оттенков двуединого понятия: " Богообразность и Богоподобие". "Образ" напоминает преимущественно о даре Божием чело-веку, "подобие" - о духовно-нравственной обязанности человека хранить этот дар и содействовать его просиянию. А просияние это есть не что иное, как созидание того, что находится в гармонии с законами Божьими и с золотыми пропорциями его.
Мы могли бы ещё очень долго рассуждать и спорить о том, что нужно подразумевать под образом и подобием Божьим. Но и так понятно, что оба эти термина есть отображение замысла Великого Творца, сделавшего человека венцом своих трудов и мыслей. И когда нам пытаются навязать постыдную теорию о том, что человек есть плод череды случайных событий, неотступно преследующих своей целью совершенство формы и содержания, то это всего лишь плод недостатка образования и культуры. Именно к такому заключению приходит большинство учёных которые в результате болезненных исканий вынуждены были признать глубокую ошибочность теории эволюции. Впрочем, мы не ставим своей целью развёртывать широкомасштабную дискуссию на эту тему. А потому ограничимся замечанием всего лишь на одну из проблем, которая возникает из анализа текстов Книги Бытия. Речь идёт о том, откуда её автору стало известно о том, что человек создан по образу и подобию Божьему?
Ведь в те времена вряд ли существовала теория чисел, анатомия, астрономия, физика, химия, геометрия, и многое другое, что было положено в создание модулятора Корбюзье, и его многочисленных проекций на все сферы человеческих знаний. Это сейчас, на основе богатейшего опыта мы можем говорить о том, что образ человека, это образ величайшей гармонии законов природы заключённый в совершеннейшую схему золотых пропорций. А тогда, о каком опыте и знаниях могла идти речь. По всему выходит, что знания о том, что человек создан по образу и подобию Божьему, были получены, как говориться из первых рук! Со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами.



Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, авторизуйтесьили зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.