Исторический портал
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Сейчас на сайте
» Гостей: 1

» Пользователей: 0

» Всего пользователей: 74,696
» Новый пользователь: draconiancrook9
Статьи
Легенда о Чаше
ЛЕГЕНДА О ЧАШЕ.

Мы уже не раз сталкивались с тем, каким удивительным образом, всем нам хорошо известные мифы других народов находили самые неожиданные варианты локализации на донской земле. Не является исключением из правил и миф о скифском золоте, история происхождения которого отражена в «Истории» Геродота.
«Был Таргитай (Зевс), а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший — Колаксай (Λιπόξαϊν καὶ Ἀρπόξαϊν καὶ νεώτατον Κολάξαιν). В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.
Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.
(6) Так вот, от Липоксая, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев — царя — племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами.
(7) Так рассказывают скифы о происхождении своего народа…
…Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно богатые жертвы. … Так как земли у них было много, то Колаксай разделил её, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось золото». (Геродот)
Учитывая те обстоятельства, что матерью Колаксая была нимфа Ехидна или Ора (Орась), аналог славянской русалки Рось, то мы вправе предположить, что история с падением на землю золотых предметов имела место на берегах реки Аксай (Аракса, Ора, Русской реки).
По местным поверьям золотые предметы были сброшены, с неба сыновьями Солнца, Яро, Лимбо и Коло, как подарок сыновьям Ака-иды (Ехидны), назвавшей своих детей в честь своих спасителей от свирепого Тифона. После того, как золото досталось младшему из братьев, он спрятал его в той пещере, где некогда была замурована его мать, а охранять сокровища поставил страшных грифонов или по другой версии дракона Ладо. Данный мотив легенды нашёл своё многократное отражение в легендах и мифах о Кобяковских подземельях в глубине которых якобы и до сих пор живут страшные чудовища тщательно охраняющие небесное золото. По традиции овладеть этим золотом может только истинный праведник, все остальные неминуемо погибнут.
Есть у этой легенды и несколько иная трактовка, согласно которой в глубине Кобяковских пещер спрятана чаша, некогда дарованная Всевышним, своему первому сыну – Адаму и овладеть ею может лишь тот кто будет равен ему по принадлежности к Богу, т.е. Сын Божий, на которого будет возложена миссия искупления адамова греха. Согласно установившейся к началу ХХ века традиции, вход в ту пещеру где хранилась чаша, охраняли вовсе не чудовища, а несколько отшельников, основавших подземный монастырь и живущих в нём на хлебе и воде. В 1919 году монастырь был разрушен, кельи взорваны, а отшельники расстреляны. Постепенно стёрлись из памяти и предания связанные с этим местом, в том числе и те, в которых говорилось о том, что однажды чаша была вынесена из пещеры, причём никем иным как Иисусом Христом. Более того, после его вознесения, она была возвращена на место, где и должна находиться до второго пришествия.
К сожалению, в настоящее время у нас нет возможности ознакомиться с более подробными версиями этих мифов и преданий, однако есть гипотетическая возможность их реконструкции на основе общедоступных фактов и свидетельств.
С этой целью попробуем тщательно прозондировать данную проблему, с помощью мифов и преданий, которые как мы уже не раз убеждались, представляют собой мощнейшее оружие познания реального исторического прошлого человечества. Отдавая отчёт в чрезвычайной сложности поставленной задачи, возведённой в степень практически полного отсутствия прямых и объективных фактов и свидетельств, мы в качестве плацдарма изберём один из вариантов апокрифического мифа об огненной (горящей, горелой?) чаше, хранившейся у (аланского?) царя Хорсаба (другой вариант,- Кия). К чаше этой мог прикоснуться, только праведник, которому суждено было стать царём царей. После множества испытаний, взять в руки чашу и испить из неё смог только один человек, имя которому было Христос. Ему же и досталась чаша, как символ духовной власти, нисходящей от самого Всевышнего.
Если присмотреться повнимательней, то в основе этого мифа мы обнаруживаем легенду о скифском царе Кол-Аксае, который единственный из всех претендентов смог приблизиться к горящей чаше и взять её в руки, после чего он был объявлен царём царей, и родоначальником царских скифов, ныне известных под именем казаков. Если аккуратно домыслить эту легенду, то мы можем отождествить горящую чашу дарованную скифам Всевышним Богом, с легендарным Граалем. Ведь вполне допустимо, что название Грааль, родственно славянскому слову горелка, которое в свою очередь может быть применимо к горящей скифской чаше.
Сделав такое предположение, мы обязаны развить его до того уровня, что по всем известным на сегодняшний день преданиям, золото аланов, равно как и золото скифов, погребено где-то в глубине аксайских пещер. А потому именно здесь, горящая чаша скифов могла попасть в руки Спасителя, ознаменовав тем самым, что он по праву стал не только царём царей, но и обладателем высшей духовной власти, дарованной самим Богом Вседержителем. Примерно так должна выглядеть канва апокрифического мифа о том, как попала в руки Христа чаша Грааля.
Согласно данным справочников и энциклопедий, Чаша Грааля - святой сосуд - Грааль, в котором, по легендам, хранилась кровь Иисуса, собранная с распятого Христа Иосифом Арифамейским. Эта чаша, якобы, служила Спасителю и его апостолам во время Тайной Вечерни (была потиром, служила для причащений). После вознесения Христа, Иосифом Аримафейским была увезена в Британию, где некоторое время спустя попала в руки рыцарей круглого стола. Согласно установившейся традиции испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, а иногда и вечную жизнь. В этом своём качестве она уподобляется источнику вечной молодости на поиски которого потратил всю свою жизнь Александр Македонский.
Согласно одному из вариантов легенд о Чаше Грааля, ею владели рыцари Круглого Стола и передавали ее из поколения в поколение. Последними Чашей Грааля владели рыцари- тамплиеры во главе с Магистром Ордена Жаком де Моле, который унес тайну Чаши с собой, сожженный французским королем Филиппом Красивым.
Далее следы Чаши ведут в Тевтонский Орден. По одной из легенд Чаша была утеряна при разгроме тевтонского рыцарства Александром Невским. Один из отрядов мессира заблудился и плутал много месяцев пока не вышел к Вешкам, где и был разбит русским дозорным отрядом. С тех пор Чаша Грааля находится где то в России, по другим вариантам в Латвии (?).
Однако у этой истории есть и другой вариант развития. Как известно рыцари круглого стола были уроженцами северного Причерноморья вообще и нижнего Дона в частности. Узнав о том, что Святой Грааль попал в руки неверных (по другой версии, в руки заблудших), аланский царь, по всей видимости всё тот же Хорсаб (Хорсабу), посылает самых лучших своих рыцарей (ар-царей), во главе с Артуром (Ар-Туром, ср. с Буй-Тур Всеволодом из Слова о полку Игореве), на поиски Грааля с той целью, чтобы вернуть его на место предначертанное Всевышним.
Артур справляется с возложенной на него миссией и добывает Грааль. О том что было дальше говорится во множестве легенд и преданий известных на огромном пространстве от Пиренеев до Скандинавии. Они зафиксированы в Испании, на юге Франции, в Германии, в Англии, в Исландии и в других странах. «Несмотря на широту ареала, содержание этих легенд на удивление однотипно. Где-то в неприступном месте, в горах или дремучих лесах высится гора Монсяльват - гора спасения. На вершине этой горы находится неприступная твердыня, обитель высшего Братства. В дивном святом храме оно оберегает Чашу Грааля. Кругом непроходимые леса на тридцать миль. У подножия горы большое озеро или даже море, по другой версии, вокруг горы протекает быстрая непреодолимая река. Над потоком нависают скалы, преграждая путь наверх. В лесу во все стороны от замка выставлена стража, никого не пропускающая безнаказанно.
В это таинственное Братство могут попасть лишь такие же как сам Грааль чистые сердцем, чей дух способен преодолеть любые соблазны этого мира. Грааль не терпит близости нечестивого, он сжигает человека, недостойного лицезреть его. Поэтому стать рыцарем и хранителем Грааля - величайшая честь и наивысшее достижение, доступное смертному. Вот почему немало людей в средние века устремлялись к этой цели всех целей, к этому таинственному месту на земле».
Без преувеличения можно сказать, что Грааль - самое возвышенное и сокровенное внехристианское понятие средневековой Западной Европы. Грааль - это символ чистоты, незамутненности, первичности. С Граалем ассоциируются в первую очередь родники с чистейшей водой, а также чистота непорочной женщины и неискаженная древняя мудрость. Трудно сказать, породила ли какая-нибудь другая легенда столько помыслов, переживаний, устремлений, как легенда о Граале. О ней написаны горы книг. Какие только теории не создавались о происхождении самого сказания, о понятии Грааля и о братстве Грааля, подчеркивает Рихард Рудзитис в монографии "Братство Грааля". Это, по его мнению, свидетельствует о том, что средневековые европейцы относились к Граалю и Братству Грааля как, к реальности. Но при этом ни один церковный историк даже не обмолвился о Граале.
Считается, что легенда о Граале проникла на Запад с Востока в 12 - 13 веках во время крестовых походов, когда впервые Запад непосредственно соприкоснулся с Востоком. Мне представляется, что это случилось как минимум на тысячелетие раньше и связано с переселением народов из Азии в Европу. Подтверждением может служить обнаружение персидской легенды о Граале. В 1940 году в очерке «Скрыня» Н.К.Рерих писал: "Считали, что сказание о Парцифале, о Граале есть чистейший вымысел. Но чешский ученый недавно нашел в иранской литературе пятого века книгу "Парси Валь Намэ", где рассказана в манихейском понимании легенда о Парцифале, о Граале».
Самым древним воспроизведением легенда о Граале на Западе является роман Кретьена де Труа на французском языке. Это сочинение использовал Вольфрам фон Эшенбах в своей величественной поэме о Парцифале, позже Альбрехт фон Шарфенберг, Рихард Вагнер и многие другие авторы. В Англии эта легенда слилась со сказаниями о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.
Наиболее удивительным в легендах о Граале является эпилог, практически одинаковый во всех легендах, в котором описывается возвращение Грааля на Восток, как подчеркивал Рихард Вагнер - на родину. В старо-французском романе о Граале последние рыцари Грааля Галаад и Парсеваль перевозят чашу Грааля в восточную страну Саррасу (Сар-Русу?, - А.Л.) и помещают ее в "духовном замке". Так же в другом романе Галаад переносит Святой Грааль из Британии, которая уже недостойна лицезреть его, в ту же восточную страну. И в древнекельтской легенде о Мерлине хранители священного сосуда Грааля отправляются на Восток. В испанской легенде хранительница Грааля Эсклармонда, укрыв чашу Грааля глубоко в недрах горы, сама превращается в белую голубку и улетает на горы Азии, где живет и по сей день в земном рае. Наиболее подробно возвращение Грааля на родину описано Альбрехтом фон Шарфенбергом в "Новом Титуреле".
Когда христианство, по мере своего распространения, стало все больше уподобляться язычеству, хранители Святого Грааля сочли Запад слишком греховным и неподходящим местом для пребывания Грааля. Их взор обратился на Восток - родину всех духовных ценностей. И вот Братство Грааля с Парцифалем во главе отправляется из Европы на Восток, где они пребывают в страну брата Парцифаля Фейрефица (Фрей? – скандинавских саг?). Тот встречает их и, высоко вознося хвалу, рассказывает о могущественной стране царя священника Иоанна, вассалом которого является и сам Фейрефиц со своим государством. Власть Иоанна простирается на две трети мира. Его страна находится вблизи Рая, отделенного от остального мира высокой горой.
Священнослужитель Иоанн известен на небесах и Богу своими великими добродетелями. Также и жителям его страны присуща нравственная чистота, им неведомы зависть, скупость, воровство и суеверие. Страна его изобилует редкими чудесами, природа: там есть источник, охраняющий от болезней, есть и драгоценный камень, дарующий человеку молодость. Его обитель - чудесный замок, напоминающий замок Грааля.
Когда Парцифаль и Хранители Грааля выслушали рассказ Фейрефица о царе Иоанне, сердца их воспламенились, и они отправляются дальше, в Индию, чтобы служить ему. Царь Иоанн, узнав об этом, выходит в торжественном шествии навстречу Граалю. После встречи все сердца пылают горячим желанием, чтобы и замок Грааля находился бы здесь. Сердечные моления возносятся к Граалю и Грааль внемлет молитве. Святой замок не будет больше находиться среди развращенного народа: он исчезает с Монсальвата, и лучи утреннего солнца приветствуют его в Индии.
Теперь, когда чаша Грааля находится в святом своем доме, в Индии, и пребывает в полной безопасности, Титуреля, бывшего хранителем Грааля на протяжении вот уже 500 лет, охватывает сильная тоска по райскому покою, и через девять дней он умирает.
Царь Иоанн, признавая святость, достоинства и могущество Парцифаля, предлагает ему корону своего государства. Когда же тот из скромности отказывается, на чаше Грааля появляется надпись:
"Парцифаль должен стать царем, но он должен принять имя Иоанна». Лишь десять лет правит Парцифаль Иоанновым царством, ибо на нем лежит грех: мать его умерла в сердечной тоске по нему.
Владыкой Грааля теперь становится сам священнослужитель Иоанн. Чаша Грааля более не охраняет от смерти, она только очищает души. Отныне всегда на чаше будет появляться имя того, кому суждено стать царем Иоанном». (hyperbor.narod.ru/www/graal.htm)
«Царь Иоанн, владыка страны на Востоке, представляет собой самое лучшее, что было в христианстве, неподвластный ни развращённости, ни ереси, витавших над большей частью Западного мира, как тёмная туча. Его власть была честной и во всём доброй, а сам он был хранителем великой тайны – Святого Грааля». (Дж. Метьюс)
Многие исследователи склонны отождествлять царя Иоанна с Чингисханом или даже Батыем, которые были не только могучими правителями, но и ревностными христианами несторианского толка. Косвенным доказательством данного предположения является свидетельство епископа Гуго де Кабала, датированное 1145 годом.
С другой стороны мы имеем свидетельство того, что примерно в 1165 году, в руки папы Александра III, а через него византийскому императору Мануилу Комнину и германскому императору Фридриху I, попало письмо царя Иоанна, датированное рубежом V-VI веков н.э., в котором даётся описание великого восточного царства расположенного рядом с Эдемом и призывом на борьбу с «предателями в храмах». Данная датировка письма как нельзя близко подходит к событиям связанным с исходом алан-росов с берегов Дона, под предводительством царя Индиабу. От имени которого быть может и возникла версия о том, что царь Иоанн правил в Индии. Но мы знаем, что согласно некоторых вариантов местных мифов и легенд, аланы уходя с Донских берегов, спрятали свои сокровища где-то в глубине Аксайских подземелий. Чаще других указываются Кобяковские пещеры. С этими сокровищами связано множество преданий в том числе и то, в котором фигурирует чаша. Чаша искупления грехов. Чаша нашедшая своё отображение на множестве предметов изобразительного искусства скифов, сарматов, аланов, росов, половцев и т.д. Чаша, которую отождествляют с чашей Колакасая, чашей Адама, чашей Иисуса или Граалем.
Аланы-росы, покинули берега Дона оставив после себя таинственные легенды о несметных сокровищах, толи в виде золота, толи в виде чего-то куда более ценного… После их ухода обрывается живая нить преемственности поколений и сокровенных знаний о прошлом и будущем, в том числе и о Граале.
«Но на Западе, молва о Граале не умолкает, и во многих сердцах возгорается стремление найти его. В этих поисках рыцари странствуют чуть ли не по всему миру, но Святой Чаши так и не находят. Далеко на Востоке пребывает Грааль, скрытый его Хранителями. Таков эпилог возвышенной поэмы Альбрехта фон Шарфенберга». (hyperbor.narod.ru/www/graal.htm)
Если говорить о наиболее вероятном месте нахождения Грааля после того как он покинул Англию, то по всей видимости наиболее близок к действительности миф о том, что Грааль спрятан на своём изначальном месте, т.е. там откуда отправились на его поиски рыцари круглого стола во главе с Артуром.
Версию о том, что он находится в Индии мы должны отклонить по той причине, что Парцифаль и Иоанн, это исторические персонажи разных эпох, хотя упоминание Индии лишний раз свидетельствует о наличии тесных связей между Христом и Индией. Ведь по одной из апокрифических версий мифа «об утерянных годах Иисуса» (Н.Рерих, Э.Профит и др.), именно после посещения Индии и Персии, Христос отправился в Скифию, где по некоторым данным пробыл почти три года. Причём одной из целей его путешествия была нижнедонская Гиллея.
Что касается свидетельства о том, что «Братство Грааля с Парцифалем во главе отправляется из Европы на Восток, где они прибывают в страну брата Парцифаля Фейрефица», то оно заслуживает пристального внимания, по той причине, что брат Парцифаля должен был обитать в тех областях, откуда отправились на поиски Грааля рыцари Круглого стола. То есть из нижнедонского региона. Есть в этой легенде и ещё одно удивительное сопоставление связанное с созвучием имён Фейерфиц и Фрейр (господин) из скандинавского эпоса, место изначального обитания которого предельно жёстко привязано к Нижнему Дону.
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, авторизуйтесьили зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.