Исторический портал
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Сейчас на сайте
» Гостей: 1

» Пользователей: 0

» Всего пользователей: 74,696
» Новый пользователь: draconiancrook9
Статьи
РАБЫ-ЦАРИ
ЦАРСТВЕННЫЕ РАБЫ
(мамелюки и другие казаки…)

В 1921 году, в разгар государственной смуты и внешней интервенции, иранский офицер Реза-хан во главе Персидской казачьей бригады с боями занял столицу Тегеран, и был назначен Ахмад-шахом военным губернатором и главнокомандующим, а через некоторое время — военным министром. В 1923 году был назначен премьер-министром. Используя своё положение и авторитет, подготовил свержение династии Каджаров. Учредительная ассамблея меджлиса 31 октября 1925 года объявила о низложении Ахмад-шаха Каджара. 12 декабря 1925 года, бывший казачий офицер Реза-хан, был провозглашён новым шахиншахом Ирана. Таким вот стремительным образом во главе одного из влиятельнейших государств Азии стал, человек начинавший свою службу в качестве рядового Персидской казачьей бригады.
Персидская казачья бригада (перс. بریگاد قزاق‎) (в 1916 году переформирована в дивизию) — кавалерийское соединение, созданное в Персии в 1879 году по образцу терских казачьих частей. Обучение личного состава осуществляли военные инструкторы из состава русской военной миссии, командиром бригады был российский офицер, получавший жалование от российского правительства. Все остальные командные должности так же занимали российские военные. С 1884 года в составе бригады появилась артиллерийская батарея, позднее — пехота.
В задачи бригады входила охрана шаха и высших должностных лиц Персии, караульная служба при консульствах, дипломатических миссиях, министерствах, арсеналах, отделениях банков, подавление беспорядков в стране и взимание налогов с населения.
С 1918 года дивизия перешла на содержание английской миссии. В связи с опасениями вторжения подразделений красной армии в Персию части Персидской казачьей дивизии вплоть до начала 1920 г. патрулировали побережье Каспийского моря. Затем, под давлением англичан всем русским офицерам была прекращена выплата жалования. Одновременно с этим, командование Персидской казачьей дивизией номинально было передано иранским военным, самым известным из которых был Реза-хан, будущий шах Ирана, который начал свою военную карьеру как рядовой Персидской казачьей бригады. В 1920 г. Персидская казачья бригада официально прекратила своё существование. К этому времени в ней всё ещё насчитывалось до 120 русских военных инструкторов, а командиром был, полковник Всеволод Дмитриевич Старосельский. Тем не менее, якобы не существующая казачья бригада уже в 1921 году открыла новую страницу в истории Ирана. А казак Реза-хан, впоследствии стал шахиншахом и основателем правящей Пехлевийской династии.
История повторяется… Это, ставшее практически афоризмом высказывание имеет самое непосредственное отношение к истории Ирана и Реза-хана, но несколько в ином ракурсе. Уж очень много у неё общего с историями, происходившими в иные времена и в иных землях. Речь идёт не о методах и способах захвата и удержания власти, а о тех, кому в этих событиях была отведена роль, которую в выше описанных событиях исполняли персидские казаки.
Забегая вперёд, отметим тот удивительный факт, что множество великих государств Востока, строили систему своей внутренней и внешней безопасности на основе исторического и военного авторитета казачества!!!
Но обо всём по порядку.
В качестве отправной точки выберем Русский каганат, государственное образование, возникшее примерно в VII – VIII в.в. н.э., территориально привязанное к междуречью Волги и Днепра. Что касается экономического и политического центра этого государства, то он тяготел к берегам Северского Донца и Дона, где к началу Х века, красовалось более 300 белокаменных городов и замков. Здесь же, сходились основные торговые пути древности; шёлковый, нефритовый и янтарный. Что касается источников военной и политической мощи Русского каганата, то здесь прежде всего необходимо отметить, высочайший уровень развития металлургического производства и как следствие столь же высочайший уровень вооружения, а вслед за ним и военной тактики. Уже к началу IX в. н.э. русские снискали себе репутацию самых искусных воинов. Именно в это время, или немного раньше, по мнению Вернадского (этого же мнения придерживался и Тур Хейердал), на берегах Дона зарождается движение викингов, которое лишь спустя 100-150 лет докатится до берегов Южной Балтики и Скандинавии. Именно в это время русские ратники становятся самыми желанными и престижными гвардейцами в составе элитных воинских подразделений большинства стран и народов. Особенно массовым найм русских воинов стал после погибели Земли Русской, т.е. после распада Русского каганата и появление на его останках Хазарии и Киевской Руси. И если в Киевской Руси эти дружины выступали под именем варягов – русь, то в Хазарии они именовались просто русью, а иногда славянами.
В Византии наёмные дружины элитных воинов также комплектовались из числа варягов-русь и викингов. Нередко ромеи именовали этих воинов скифами или тавроскифами. В тоже время у восточных авторов они фигурируют под именами хазар или гулямов…
Ибн Руста утверждает, что на службе у Византии находились 10 000 гулямов из числа Хазар, он также отмечает присутствие в его войске хазарских лучников. У Льва VI (прав. 886—912 гг.) была личная гвардия из воинов-хазар, и эта гвардия воевала (894 г.) в составе византийских войск в битве с болгарским царем Симеоном (прав. 893—927 гг.). Во времена Константина VII Багрянородного (прав. 945—959 гг.), описывается некий смелый и отчаянный хазарин Тузник, командир хазарской гвардии (ra’is al-Khazariyya). Гвардия руси, викингов или гулямов, будучи чуждой коренному населению, была преданна только императору, превратившись в действенную силу, способной противостоять как внешним, так и внутренним врагам.
Любопытно, что по мнению арабских историков личная гвардия византийских императоров состояла из гулямов, т.е. хазар. Что же касается самих ромеев, то в их глазах эти гулямы-хазары, были никем иным как варягами и славянами. Хорошо известно, что императорская гвардия, называемая этерия, набиралась из числа варягов, викингов и славян. В «Византийском военно-историческом словаре», А. Меньшикова, читаем:
«Этерия - наемная иноземная гвардия византийских императоров. Ромейские историки (Михаил Пселл, Никифор Вриенний, Анна Комнина) именуют этерию то как "те, которые носят мечи на плечах", то как "вооруженные секирами", имея в виду соответственно англосакскую (викинги) и русско-славянскую (варяги) ее части; англосакский элемент в гвардии стал преобладать с XI в., после битвы при Гастингсе. По вооружению и способу боя это была весьма хорошая тяжелая пехота, отряд которой достигал нескольких тысяч воинов. Этерию возглавлял этериарх».
Если же мы обратимся к Рюриковичам, то без труда заметим, что и их личная гвардия или дружина, формировалась главным образом за счёт викингов и варягов. Тех самых которых, арабы именовали хазарами или гулямами. Впрочем, в этом нет ничего сверхъестественного, если учесть тот факт, что и варяги и викинги являются выходцами с берегов Дона (Т. Хейердал), который в IX веке, после погибели Русской земли (Русского каганата), стал частью Хазарии.

Впрочем, византийцы и киевляне в этом плане не отличались оригинальностью. Примерно те же самые функции исполняли хазарские и русские гулямы при дворах многих других правителей. Прежде всего в арабском халифате.
Изначально хазары гулямы являлись определённой военно-политической силой и участвовали во внутренних и внешних делах халифата. Были вовлечены в междоусобную борьбу сыновей халифа Харуна ар-Рашида. И сыграли неоднозначную роль во всей истории империи. Первым из халифов собравшим вокруг себя хазар гулямов, был халиф аль-Ма’мун (прав. 813—833 гг.) во времена борьбы со своим братом аль-Амином (прав.809—813 гг.) за власть в государстве. Затем его брат ал-Му’тасин (прав. 833—842 гг.) создал из хазар и тюрков личную гвардию гулямов численностью в четыре тысячи воинов. Гулямы не должны были входить ни в какие социальные контакты с местным населением, особенно при халифе ал-Ма’тусине. Местное население недолюбливало их, им приходилось селиться в отдельных, построенных только для них поселках (юртах). Эти наделы разделялись по этнической принадлежности отрядов гулямов. Женились гулямы на единокровных женщинах специально привозимых и покупаемых для них халифами.
Как и казаки персидской казачьей бригады, гулямы использовались и для подавления беспорядков внутри халифата. Сохранились сведения о том, что хазарские подразделения участвовали в осаде Амида в 767 г. При подавлении восстания в Харране. В битве с повстанцами-карматами около ал-Кадисийи в 906 г.: «они оставались (хазары) непоколебимы и сражались до смерти, нанося огромные потери карматам».
Со временем, власть гулямов (как и родственных им мамелюков) достигла небывалых высот. Осознавая себя единственной силой, способной контролировать огромную империю, они воспользовались предоставленным им шансом, и фактически взяли в свои руки власть в Халифате. За период с 861-870 гг., гулямы свергли и возвели на престол четырех халифов. (аль-Мунтасира, аль-Мустаина, аль-Мутазза и аль-Мухтади). Так что Реза-хан и его казаки не были оригинальны в выборе сил и средств. При этом следует отметить что гулямы руководили халифатом не только «тайно», но и явно. Известно множество гулямов – хазар официально занимавших высокие государственные должности.
Итах - (начал службу в 815 г.). Багу и Итах стали командирами хазарского контингента в армии халифов. Со временем Итах был назначен наместником Йемена (839—844 гг.), а позже стал наместником в Египте (844-848).
Буга ал-Кабир - крупный военачальник одержавший победу над войсками Русского каганата на Кавказе в 851 г.
Утамиш - близкий родственник Буги. Вместе с Бугой управлял делами во времена халифа ал-Муста’ина (прав.862-866 гг.), и стал его визиром.
Исхак б. Кундаджик. Его полное имя Исхак ибн Кундадж ал Хазари. Высокопоставленный член хазарской группировки гулямов его род утвердился на службе у халифов с начала VIII в. Известный командующий войсками арабского халифата конца IX в., по происхождению тоже из хазар. Был правителем Арабского халифата в Египте и Сирии. Участвовал во многих дворцовых интригах на стороне ал-Муваффака против халифа. Судя по косвенным данным был родом из хазарского города Беленджера, (ум.891 г.). Правда, Беленджер в те времена заселён был русами, да и весь Дагестан был в границах распространения салтово-маяцкой культуры, зародившейся на берегах Дона и Донца. И здесь мы должны ещё раз заострить внимание на том, что Хазарский каганат, такой, каким он предстаёт перед нами со страниц учебников и энциклопедий, с некоторыми оговорками, есть ничто иное как азиатская часть русского каганата. И если гвардия хазарских беков, комплектовалась наёмниками, главным образом из числа руси и славян, иногда именуемых «рабами», то за пределами каганата эти же воины выступали под обобщающем именем – хазары или гулямы. К слову сказать, абсолютное большинство энциклопедий и справочников, видят в гулямах, никого иного как уже упомянутых нами «рабов». Даже невзирая на то, что по определению и предназначению эти «рабы» являлись реальной властью халифата.
Но ничто не вечно под Луной. Как в своё время Русский каганат, пал и его частичный наследник каганат Хазарский. Как следствие значительно сократился приток рекрутов из числа подданных Хазарского каганата в подразделения гулямов халифата. Но свято место пусто не бывает. Место хазар всё чаще стали замещать наёмники из числа других народов. Прежде всего огузов, карлуков, иранцев и ферганцев.
Вскоре, институт гулямов разделился на разные этнические группировки, тюркская, магрибская, иранская и т. д. На этом пёстром этническом фоне, в качестве противовеса и стабилизатора, была создана группа под названием сакиры, которая имела особую этническую базу, и применялась халифами для контроля и сдерживания различных этнических групп. Саки или сакиры, стали играть доминирующую роль в новой структуре гулямов. Для нас же интересен, прежде всего, их этноним который самым тесным образом связан с этнонимов скифов, а через них и с казачеством. Ведь казаки, они же кай-саки, есть никто иные как царские скифы. Любопытно, что сакары (cakar), т.е. скифы наёмники, были хорошо известны в Иране, задолго до появления института гулямов. При этом они выполняли практически те же самые функции, что и гулямы. К слову будет сказать, что многие из гулямов нанимались именно в иранской Тран-Саксонии, области тесно связанной со скифами масагетами (сакомасагеты). С другой стороны пополнение сакарских рядов шло из числа половцев или кипчаков. При этом необходимо иметь ввиду, что кипчаки, это никто иные как казаки (см. раздел «Казачество», статья «Казаки и половцы). Кипчаки, кайпсаки, кайсаки, казаки!...
Именно с именем кипчаков-казаков, связан следующий этап в формировании схем государственного устройства государств Ближнего Востока, Передней и Средней Азии, а так же Египта. Именно кипчаки-казаки, стояли у истоков зарождения и становления института мамелюков (мамлюков), который органически вытеснил гулямов.
По свидетельству Ал-Айни, - «Многие из этих народов (кыпчаков) осели в землях Сирии и Египта. От них-то и произошли мамлюки». Того же мнения придерживается и Тизенгаузен В.Г. (1884, с. 503). Любопытно, что в землях Сирии к тому времени расселилось множество славян. Как добровольно, так и насильственно. А на территории Палестинской Галилеи ещё сохранились сведения о царстве скифов (не вернувшихся из египетского похода), со столицей в Скифополе (современный Беф Сан). Ещё один древнескифский город – Дамаск, был одним из излюбленных торжищ купцов Русского, а впоследствии, Хазарского каганата.
По свидетельству Плано Карпини и Рубрука (1957г., с.72), именно из числа кипчаков, так же именуемых черкесами, вышли создатели египетской правящей династии мамелюков.
Мамлюки (также мамелюки, араб. مملوك‎‎ [ед. ч.], 1. Раб, слуга. 2. 'принадлежащий', араб. مماليك‎‎ [мн. ч.]) — элитная военная каста в средневековом Египте, рекрутировавшаяся из профессиональных воинов тюркского (кыпчаки) и кавказского (кайзахи и грузины) происхождения. Кавказские мамлюки назывались гурджи. Принимаемые на службу воины, обращались в ислам, обучались арабскому языку и тренировались в закрытых лагерях-интернатах для несения военной службы. Предшественниками мамлюков были гулямы Арабского халифата.
Немного в другом ракурсе слово «Мамелюк» – переводится с арабского, как прилагательное, образованное от существительного, созвучного «malaka», malik», «melekh» (по смыслу «царь», «король», «владыка»), то есть «царский, королевский» и так далее. То есть это личная гвардия владыки. Равно как викинги и казаки (по смыслу «вик» - морской залив, «кинг» -король, казак –«царский скиф» и т.д.). Если людей, добровольно нанявшихся на службу, не хватало, гвардию доукомплектовывали главным образом за счёт уроженцев южнорусских степей. Наряду с этим, мамелюки были постоянными покупателями на невольничьих рынках, отыскивая братьев по крови и пополняя ими свои ряды. Все вместе они были силой, которая не только охраняла халифов и султанов, но, со временем, и фактически взяла власть в свои руки. Они свергали одних правителей, ставили к государственному рулю других, которыми правили сами в течение десятков и сотен лет».
Как и гулямов, местное население недолюбливало мамелюков, им приходилось селиться в отдельных, построенных специально для них поселках. Оторванные от родины, живущие рядом друг с другом мамлюки стали объединяться в военные формирования. В середине 11 века после десятилетней вооруженной борьбы с личной гвардией очередного халифа кипчаки возвращаются к власти в Египте и уже надолго. Принцип Мамлюк. 1779 г. пополнения войска мамелюков тот же. Кроме того, мамелюки покупают мальчиков в возрасте 7-8 лет предпочтительно у родителей тюрков или славян, часто из числа тех, кто проживает в Причерноморье, а, если не удается договориться, то попросту крадут этих детей. Детей выбирают только самых сильных, самых красивых, преимущественно со светлыми волосами, и светлыми глазами и обращают их в ислам. Но разговаривают и пишут мамелюки – в том числе и правящая верхушка – не на арабском языке, а на своём родным. И этим родным языком для мамлюков был славянский, как на то указывал Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» (Том VII. Глава IV).
Женятся же мамлюки на иностранках, как правило на женщинах тюркской и славянской крови – которых всевозможными путями доставляется в Египет не так уж много, поэтому кто-то «опускается» до брака с местными дамами, кто-то так навсегда и остается неженатым. Как написал в своих воспоминаниях Наполеон: «От браков с коренными жительницами Египта у них рождались дети, доживавшие до старости; однако род их редко продолжался до третьего поколения», что вынуждало их опять-таки покупать детей для поддержания своей численности».

Комплекс военной и физической подготовки у мамлюков назывался фу-русия. В него входили традиционные казачьи упражнения: стрельба из лука, фехтование, упражнения с копьём и другим оружием, борьба и скачки. Важнейшим навыком для мамлюка была стрельба из лука. Мамлюки также обучались владению арбалетом в конном и пешем строю. Конница мамлюков была обучена маневрированию, ложным отступлениям и прочим приёмам.
Армия мамлюков состояла из 3-х отдельных частей (в их число не входили вспомогательные части, а также неопытные рекруты): личной гвардии султана, отрядов эмиров и свободных наёмников-гвардейцев (халка). Мамлюки эмиров были хуже подготовлены, чем султанские, так как в основном не проходили обучение в элитных школах. После смерти эмира его мамлюки входили в состав отрядов других эмиров или свободных халка.
Все мамлюкские офицеры имели земельные участки-юрты или другие доходные места, пожалованные им за службу султанами. Владельцы юртов были освобождены от налогов, однако во время войны обязаны были выступить в поход с отрядом вооружённых людей. Юрты не передавались по наследству и, будучи собственностью султанов, выдавались в условное владение.
Захватив власть в Египте, мамлюки (казаки-черкесы) не утратили связи со своей исторической родиной. Они не только сохранили в своей среде язык, обычаи, традиции, но и оказали мощную поддержку своим соплеменникам кипчакам (половцам), которые по мнению Б.Д. Грекова и А.Ю. Якубовского, к 1260 году закончили формирование собственного государственного образования под названием Золотая Орда и обрели полную самостоятельность. В том же 1260 — мамлюки под предводительством Кутуза (Кутузов?) и Бей-Барса (Барсов?) разбили монголо-татарскую армию при Айн-Джалуте (3 сентября) и отвоевали Сирию, включая Дамаск. После этого, Золотая Орда и Египет выступили единым фронтом против Хулагидов, пытавшихся не допустить отторжения кипчакских территорий от монгольской империи. И во многом благодаря мамлюкам и их выдающемуся правителю Бей-Барсу, этим планам не суждено было сбыться.
Египет выступил не только военным и политическим союзником Золотой Орды, в её стремлении к независимости. Поражает щедрость султанов, с которой они одаривали золотоордынских ханов. По свидетельству египетского хроникёра Рукн-ад-дина, султан помимо множества ценных безделушек отослал хану Берке в подарок: венецианские материи, левантийские платья, ковры из кож с навесами из шкур, мечи калджурские с насечками, позолоченные булавы, франкские шлемы и позолоченные латы; крытые фонари; шандалы; механизмы (органы) с футлярами; светильники двойные с плакированными подставками; сёдла хорезмийские; уздечки инкрустированные золотом и серебром, луки с кольцами, луки для метания ядер и луки для метания нефти, копья бамбуковые и дротики, стрелы в ящиках, котлы из змеевика; позолоченные лампады на серебряных позолоченных цепочках; чёрных слуг и прислужниц -поварих; быстроногих арабских коней и нубийских верблюдов; ходких вьючных животных и множество других товаров». Арабский историк ал-Муфаддаль, добавляет к этому списку жирафов, ослов, александрийские костюмы, китайскую посуду, изделия фабрики золотого шитья и т.д. и т.п.
Конечно же щедрость таких подарков не может не поразить. Тем более, что ханы не оказывали взаимности, за исключением разрешений на вербовку воинов и покупку детей, как на то указывали ал-Макрези, ан-Нувейри, ал-Омари и многие другие. Тот же ал-Макрези пишет, что прибывшее в Египет посольство Золотой Орды в качестве даров привезло охотничьих соколов, юношей и девушек. Это говорит о том, что помимо восполнения воинских рядов не меньший интерес для мамелюков представляли и «принцессы крови». Исходя из того, что по установившейся традиции мамлюки могли жениться только на женщинах своей крови, то Золотая орда была основным поставщиком невест. В том числе и для султанов. В этой связи весьма любопытен случай сватовства невесты для султана ал-Мелика ан-Насира, в роли которой выступала девушка по имени Тунаджи Тулунбай. Могущественнейший султан Египта добивался её руки более 6 лет. (!) заплатив в конце концов баснословный калым.
Тот факт, что египетские мамлюки, всё время помнили о своей исторической родине говорит и тот факт, что практически с момента основания династии Багаридов, в оборот был введён этноним черкесы, как самоназвание мамлюков. Более того, основанная в 1382 году, Баркуком, новая правящая династия мамлюков, официально стала именоваться черкесской. Тот факт, что этноним черкесы, является синонимом этнонима казаки, не вызывает сомнений, если рассматривать данную проблему вне идеологических и политических догм. По свидетельству Н.М. Карамзина (Том VII. Глава IV), «Черкесы, не подвластные ни Туркам, ни Татарам, ужасные разбойники; текущими из гор реками выплывая на лодках в море, они грабили суда купеческие; исповедовали Христианскую Греческую Веру, употребляли в богослужении язык Славянский» (см. раздел «Казачество», статья «Позабытое прошлое казачества»). Практически мы имеем прямое указание на тот факт, что мамлюки, как и гулямы в своём подавляющем большинстве имели казачью этническую и социальную принадлежность, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В том числе и в разрезе истории с Персидской казачьей бригадой.

• 1250 — мамлюкам удалось захватить власть в Египте. В составе заговорщиков была Шаджар ад-Дурр — мать султана-Айюбида. Один из восставших эмиров, Айбек, позже принял титул султана. Новая элита рекрутировалась прежним способом: в Золотой Орде продолжали наниматься и покупаться юноши для укомплектования касты. Известно две «династии» мамлюкских султанов: Бахри (1250—1382) и Бурджи (1382—1517).
• 1260 — мамлюки под предводительством Кутуза и Бей-Барса разбили монгольскую армию при Айн-Джалуте (3 сентября) и отвоевали Сирию, включая Дамаск.
• 1261 — мамлюки предложили принцу-Аббасиду номинальный, но почётный пост халифа. Под их властью исламские святыни Аравии — Мекка и Медина.
• 1375 — мамлюкам удалось захватить киликийскую цитадель Сис, взять в плен и увезти в Египет царя Киликийской Армении Левона V Лузиньяна, царицу, двух принцесс, католикоса Погоса I и некоторых армянских князей, ознаменовав тем самым конец армянского Киликийского царства.
• 1419 — мамлюки подчинили эмират Караманидов.
• 1517 — государство мамлюков сломлено турецкой интервенцией, однако они сохранили свой привилегированный статус, хотя и подчинялись турецкому паше.
• 1769 — антитурецкий мятеж мамлюков.
• 1798 — французская армия Наполеона в битве у пирамид нанесла поражение коннице мамлюков, вооруженных устаревшими мушкетами.
• 1806 — турецкая армия разгромила остатки взбунтовавшихся мамлюков.
• 1811, 1 марта — массовое убийство мамлюков. Египетский паша Мухаммед Али пригласил на торжественный ужин 600 мамлюков и приказал убить их. Это послужило сигналом для убийства мамлюков по всему Египту. Погибло около 4000 человек. Часть мамлюков бежала в Судан.
Так закончилась история мамлюков, но не закончилась та традиция, которую они сохраняли находясь на египетском троне. Хотя время и внесло в её формы существенные коррективы. Яркий тому пример, институт турецких янычар.
Яныча́ры (тур. Yeni çeri (йени чери) — новый воин) — регулярная пехота Османской империи в 1365—1826 гг. Янычары вместе с сипахами и акынджи (конницей) составляли основу войска в Османской империи. Были частью полков капыкулы (личной гвардии султана, состоявшей из «рабов и заключённых»). Янычарские войска выполняли также полицейские и карательные функции в государстве.
В этом классическом определении янычар обращает на себя внимание тот факт, что на них, как в своё время на гулямов и мамлюков, возлагались полицейские и карательные функции. С другой стороны заслуживает внимание тот факт, что имя новых воинов – янычар, очень близко по звучанию к нижне донским акачирам, времён античности и черкасам средневековья. К тому же у донских казаков вплоть до ХХ века употреблялось слово акачир, в смысле принадлежности к главному войску.
Ещё одно совпадение с гулямами и мамлюками обнаруживает себя в том, что личная гвардия султана, а вместе с тем и государственная элита набиралась из «рабов и заключённых»!? В этом смысле у самых лучших воинов мировых империй, и их государственной элиты, есть только один конкурент. Это славяне. Ведь в большинстве энциклопедических справочников слова склав (западноевропейский этноним славян) или сакалиба (азиатский этноним славян), равнозначно слову раб. А коль так то становится понятен тот факт, что подразделения янычар, комплектовались главным образом из этнических славян Причерноморья и Балкан. Данная традиция известна под названием девширме.
Девширме́ (осм. دوشيرمه‎ — devşirme «набор» от осм. ديوشرمك‎ — devşirmek собирать (плоды, цветы и т.д.); греч. παιδομάζωμα paidomazoma, набор детей; арм. տերշիմէ; серб. данак у крви / danak u krvi и болг. кръвен данък - «кровная дань», «налог кровью») — в Османской империи один из видов налога с немусульманского населения, система принудительного набора мальчиков из христианских семей для их последующего воспитания и несения ими службы в качестве kapıkulları («слуг Порты), то есть личных невольников султана. Большинство чиновников и военных Османской империи в XV-XVI веках состояло именно из призванных по девширме лиц. Личные слуги (де-факто рабы) султана обычно служили в одном из четырёх имперских ведомств: дворцовая служба, канцелярия (Kalemiyye), богословы (İlmiyye) и военные (Seyfiyye). Последние, элитные, подчинявшиеся напрямую султану, войска, делились на кавалерию и пехоту. Кавалерия именовалась Kapıkulu Süvarileri («Кавалерия слуг Порты»), а пехота Kapıkulu Ordusu («Армия слуг Порты»). Другое, более распространённое название Yeni Çeri (янычары — «новый воин»), отражало скорее статус воина, чем его принадлежность к тому или иному роду войск.
Основной причиной возникновения девширме было недоверие османских султанов к собственной тюркской элите. Начиная со времён Мурада I, у османских правителей появилась постоянная необходимость «уравновешивать власть (тюркской) аристократии с помощью создания и развития личного войска из христианских зависимых солдат и обращённых капыкуллары («слуг Порты»)». Так один из таких высокопоставленных «заключённых» писал: «Во дворце есть всего несколько человек, говорящих по-тюркски от рождения, потому что султан полагает, что вернее служат ему обращённые христиане, у которых нет ни крова, ни дома, ни родителей, ни друзей». Большинство великих визирей и пашей были «рабами» и «слугами Порты». Только 18 (а по некоторым данным всего лишь 12) из 48 визирей после завоевания Константинополя имели тюркское происхождение, поэтому некоторые турки называли Диван (имперский совет) сплошным «невольничьим рынком».
Система «девширме» сводилась к тому, что, не всегда регулярно, из налогооблагаемой общины, чаще всего из христианских семей балканских крестьян, брался в среднем каждый пятый неполовозрелый мальчик (от 8 до 16 лет, однако случалось, что брали и 6-летних, и юношей до 20 лет). Для многих семей набор их сыновей по девширме становился настоящей трагедией. Однако, нередки были также случаи когда родители всячески способствовали попаданию ребёнка во дворец, так как служба там открывала огромные возможности для крестьянского мальчика. Отрыв от дома, собственных корней нередко приводил к тому, что такие юноши становились ярыми защитниками султана, как единственного своего отца, и новой для них веры. Однако, не все забывали о своих корнях и известны случаи, когда великие визири пользовались своим происхождением в политических переговорах и дипломатических сношениях.
Янычары считались рабами султана, жили в монастырях-казармах, им первоначально запрещалось жениться (до 1566) и заниматься хозяйством. Имущество умершего или погибшего янычара становилось имуществом полка. Помимо военного искусства, янычары изучали каллиграфию, право, теологию, литературу и языки. Раненые или старые янычары получали пенсию. Многие из них сделали гражданскую карьеру.
В 1683 янычары начинают комплектоваться также из мусульман. С конца XVI — начала XVII веков происходил процесс разложения корпуса янычаров. Они стали обзаводиться семьями, стали заниматься торговлей и ремеслом. Постепенно янычары превратились в консервативную политическую силу и орудие дворцовых переворотов. Так, в результате путча 1622 был убит султан. Похожее событие произошло в 1807.
Если мы вспомним историю гулямов и мамлюков, то увидим полное соответствие их функций тем, которые выполняли янычары, вплоть до того, что их ряды формировались выходцами из причерноморских регионов. Сходен и финал господства янычар.
В 1826 году корпус янычаров был ликвидирован султаном Махмудом II при помощи сипахов и акынджи. Сигналом к насильственному расформированию послужили 15 артиллерийских залпов 14 июня по столичной казарме, в результате которых многие янычары погибли или были ранены.
Более благосклонна была судьба у польских и белорусских янычар, представлявших собой личную гвардию короля и гетмана. Особое пристрастие к янычарам проявляли белорусские гетманы Радзивилы. Любопытно, что форма и внешний вид, как польских и белорусских, так и турецких янычар, были весьма схожи. При этом обнаруживали себя множественные сходства с обликом запорожских казаков и варягов – русь, времён Византийской империи. В определённом смысле можно говорить и о сходстве с воинами Русского каганата, какими их в своё время увидели жители Малой Азии и Ближнего Востока. В этом смысле гулямы и мамлюки больше походили на донских казаков, порой до мельчайших деталей. Впрочем, в этом нет чего-то необычного. Как нет ничего необычного в том, что и запорожские, и донские казаки никогда не оставались в стороне от государственных проблем России и Литвы.


Рис.4 Воины: Русского и Хазарского каганата, Этериот, Гулям, Казаки, Варяг, Викинг, Мамлюк, Янычар…

Мы уже упоминали о том, что Киевская Русь, созидалась усилиями варягов-русь, которые имеют к истории казачества самое прямое отношение. Не менее характерен и кыпчакский (половецкий) элемент в государственном устройстве Киевской Руси (см. статью «Казаки и половцы»). При этом надо иметь ввиду, что княжеские дружины укомплектованные варягами и половцами, функционировали по тем же самым канонам, которые существовали у гулямов, мамлюков, янычар и т.д. Существенные коррективы в эту систему внёс золотоордынский период. Хотя на Куликовом поле, рядом с литовскими и московскими полками стояли и донские казаки. Но тогда речь шла о самозванце Мамае, грозившим всем великой смутой, в угоду своих заморских патронов. Естественно, что казаки не могли быть безучастны к последствиям такого развития событий. Как не остались они в стороне и во времена, когда на территорию Руси всё-таки пришла Великая смута.
Можно бесконечно долго обсуждать роль казаков в драматических событиях начала XVII века, но мы заострим своё внимание на финальном моменте, когда во второй половине 1612 года, собор и боярская дума решали вопрос об избрании русского царя. И вот в этот самый драматичный момент процесса выхода из смуты, решающее слово оказалось за казаками. Точно так же как это не раз бывало в Халифате, Византии, Орде, Китае, Египте, Турции, Иране и т.д., вплоть до стран Северной и Западной Европы.
А ситуация с избранием русского царя, развивалась следующим образом:
«Бояре тянули время на соборе, стремясь решить вопрос о царе „втаи“ от казаков и дожидаясь их выезда из Москвы. Но те не только не уезжали, но вели себя активней. Однажды, посоветовавшись „всем казацким воинством“, они послали до пятисот человек к крутицкому митрополиту. Насильно, выломав ворота, ворвались к нему во двор и „грубными словесами“ потребовали: „Дай нам, митрополит, царя государя на Россию, кому нам поклонитися и служити и у ково жалования просити, до чево на гладною смертию измирати!“»
Перепуганный митрополит убежал к боярам. Спешно созвали всех на собор. Казацкие атаманы повторили свое требование. Бояре представили им список из восьми бояр — самых, по их мнению, достойных кандидатов. В списке не значилась фамилия Романова! Тогда выступил один из казацких атаманов:
«Князи и боляра и все московские вельможи! Не по Божии воли, но по самовластию и по своей воле вы избираете самодержавного. Но по Божии воли и по благословению… великого князя Федора Иоанновича всея Руси при блаженной его памяти, кому он, государь, благослови посох свой царской и державствовать на России князю Федору Никитичу Романову. И тот ныне в Литве полонен. И от благодобраго корене и отрасль добрая и честь — сын его князь Михайло Федорович. Да подобает по Божии воли на царствующем граде Москве и всея Русии да будет царь государь и великий князь Михайло Федорович всея Руси…» (Романовы, Исторические портреты, под ред. Е. В. Леоновой)
Таким вот образом, взошёл на царский трон, князь Михаил Фёдорович Романов. Современники так отзывались об этом событии:
10 февраля 1613 года в Новгород прибыли два купца, сообщившие следующее: «Русские казаки, которые в Москве, пожелали в великие князья боярина по имени князь Михаил Федорович Романов. Но бояре были совершенно против этого и отклонили это на Соборе, который недавно был созван в Москве». (Л. В. Черепнин)
А вот свидетельство крестьянина Фёдора Бобыркина, тоже прибывшего в Новгород, датированное 16 июля 1613 — через пять дней после коронации: «Московские простые люди и казаки по собственному желанию и без общего согласия других земских чинов выбрали великим князем Фёдорова сына, Михаила Фёдоровича Романова, который теперь в Москве. Земские чины и бояре его не уважают». (Л. В. Черепнин)
Польский полководец Лев Сапега так сообщил о результатах выборов пленнику Филарету — отцу новоизбранного монарха: «Посадили сына твоего на Московское государство одни казаки донцы». (С. Ф. Платонов)
Так закончилась на Руси Великая смута, во многом, если не в основном усилиями казачества. И хотя земским чинам и боярам новый царь не нравился, но они, как и их коллеги в других государствах и странах вынуждены были считаться с волей и авторитетом особого военного сословия. В конкретном случае казачества. Вынужден был считаться с ними и царь, который сразу после коронации отослал на Дон не только жалование и подарки, но и царское знамя в знак великой признательности за содеянное.
Но если для России невзгоды на этом закончились, то для казаков они не только продолжились, но и приобрели предельно ожесточённый характер. Всё дело в том, что в том же 1613 году, турки решили «окончательно сшибить казаков с Дона», что повлекло за собой тотальную турецко-казачью войну, продлившуюся почти 30 лет. Война эта требовала огромных материальных и людских ресурсов. И тут дружба с московским царём оказалась как нельзя кстати. Москва исправно снабжала казаков снаряжением, провизией, оружием и боеприпасами. А дабы восполнить огромные людские потери было принято решение разрешить всем желающим вступать в казачье войско. Вот и побежали на Дон, жаждущие ратных подвигов стрельцы и холопы, оставшиеся не у дел после окончания смуты, а вслед за ними и крепостные. А с Дона по царской воле и повелению, никто их обратно истребовать не смел. Точно такие же установления были приняты в Польше и Белоруссии, в которых рекрутировалось пополнение запорожского войска. Как результат, мощь и величие Порты было сломлено под основание, а султан вынужден был признать, что если бы войной на него пошли все короли мира, то он спал бы спокойно, но не смог бы уснуть, ели бы узнал, что войной на него идут казаки.
Важнейшим результатом войны стало не только и не столько поражение Турции, сколько усиление России и её сближение с казачеством, которое вышло на новый качественный уровень. Казачество не просто вело войны на границах России. Оно расширяло их. А потому во многом справедливо высказывание Льва Толстого о том, что: «Граница породила казачество, а казаки создали Россию».
После окончания турецко-казачьей войны судьбы России и казачества оказались неразделимы, что и доказал ход дальнейшей истории. Что и отразилось в трактовках имени российских казаков.

Казаки́ (каза́ки, др.-русск., ед. ч. козáкъ; укр. козаки́, в летописях также: черка́сы) — этносоциальные группы различного этногенеза, первоначально проживавшие в южных степях Восточной Европы. В казачьих округах было развито местное самоуправление. В свободное от несения службы время казаки обрабатывали землю (по 30 десятин на 1 душу мужского пола). Они пользовались бесплатным медицинским обслуживанием и обучением. Освобождались от налогов и податей.
В XVIII—XX вв. в официальных документах Российской империи слово «казак» обозначало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности и вместе с тем обозначало военнослужащего вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерии и конной артиллерии и нижний чин казачьих войск. В 18 веке казаки привлекались для подавления крестьянских восстаний, выступлений горнозаводских рабочих Урала. В 19 веке на казачество были возложены охранные функции, в том числе подавление народных выступлений против самодержавия в центре и на окраинах. Казаки участвовали почти во всех войнах 18 — начала 20 веков. К началу ХХ века казаки превратились в социальную опору самодержавия. Из их числа шло формирование гвардейских частей и Собственного Его Императорского Величества Конвоя.
Как видим, роль и значение казачества в судьбе России, во многим схожа с теми ролями которые играли варяги, викинги, гулямы, мамлюки и янычары в своих государствах. Но только казаки, в отличии от всех остальных своих собратьев, оказались не чужеродным племенем, а неотъемлемой частью русского этноса вобравшего в себя многотысячелетнюю историю Евразии и значительную часть её территории, границы которой были очерчены царскими скифами кайсаками-казаками ещё в VII-IV в.в. до н.э. именно это обстоятельство обусловило тот непререкаемый авторитет казаков, который позволил им без проблемно внедряться в высшие структуры власти древних империй.
Впрочем, не только древних, как на то указывает история Персидской казачьей бригады. И не только. Нам известны и другие случаи проявления этой древнейшей традиции в Новейшей истории. Среди всего прочего заслуживает внимания институт среднеазиатских сарбазов XIX века.
Сарбаз (перс. سرباز‎) — Персидский, а также бухарский пехотинец регулярных войск. Этот термин использовался и среди других государств и народов Средней Азии.
В 1837 году, в результате военной реформы, корпус регулярной пехоты - сарбазов был введен в Бухарском эмирате при правлении эмира Насруллы (1827-1860). Сарбазы бухарской армии служили пожизненно. В основном они были вооружены ружьями и одеты в красную форму. В эпоху правления Насруллы насчитывалось более двух тысяч сарбазов. В дальнейшем их численность была увеличена до шести тысяч.
Первым инструктором сарбазов был тебризец Абдусамат-хан, а позже эту функцию выполняли русские солдаты и офицеры, либо по найму, либо из числа пленных или дезертиров. К 1863 году практически все командиры рот были русскими. Ещё большим процент русских был в артиллерийских частях. Что касается личной гвардии эмира, то она формировалась, главным образом за счёт выходцев из других стран и народов, в том числе и русских.

В конце XIX века бухарский эмир побывал в Ашхабаде, где увидел воинские подразделения, обученные по казачьему образцу. После этого в Бухаре была проведена очередная военная реформа, целью которой было внедрение военных традиций казачества и даже их обмундирования. Официально сарбазы казаками не именовались, но вектор их эволюционного развития был ориентирован строго в сторону обычаев и традиций казаков. А если учесть особое пристрастие эмиров к воинам русского происхождения, то мы можем провести отчётливые исторические параллели, соединяющие, гулямов, мамлюков, янычар и сарбазов.

В Бухаре этот термин вышел из употребления в 1920 году, после установления в ней Советской власти. То есть в том самом году, когда на штыках Персидской казачьей бригады, начал своё восхождение к власти Реза-хан. То есть, в том самом году, когда фактически исчезли военно-политические, социальные и идеологические основы казачества, игравшего столь значительную роль, практически с момента зарождения человеческой цивилизации.
Данное исследование не ставит своей целью, разработку глобальной теории воздействия казачества, через свои разнообразные институты, (кайсаки, каски, кшатрии, росы, варяги, викинги, русь, эретия, хазары, черкасы, гулямы, кипчаки, моголы, мамлюки, янычары, сарбазы и т.д.) на ход мировой истории. Хотя основополагающие выводы вполне очевидны. Однако хотелось бы заострить особое внимание на том, что практически все современные энциклопедии, справочники и прочая «научная» литература, на уровне подсознания, насаждают мнение о том, что этноним славяне произошёл от понятия раб или невольник. Параллельно с этим догматизируется теория рабского происхождения казаков, гулямов, мамлюков, янычар и т.д. И как-то упускается из виду тот факт, что эти «царственные рабы», вполне реально вершили судьбы большинства государств и народов на протяжении многих веков.
Что это простое стечение обстоятельств, или пока невидимая поверхностному взгляду древняя традиция…?




































Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, авторизуйтесьили зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.